На следующих выходных грядет, скорее всего, завершающая серия нашей игры по системе Superhuman, а я до сих пор не собрался даже начать отчет... Все-таки я решил, что стоит попробовать поделиться впечатлениями и получившейся историей, поскольку пока это представляет из себя довольно-таки необычный опыт, и, я так понимаю, далеко не всегда истории настольных ролевок разворачиваются таким занятным образом. Во многом, конечно, это связано с тем, что Superhuman в той версии, которую мы для себя выбрали - это несколько сыроватая, но все же как показала практика вполне себе рабочая вариация системы Powered by the Apocalypse (Apocalypse Worlds, Dungeon Worlds, Uncharted Worlds, Urban Shadows, Masks - все эти системы являются различными вариациями PbtA-ядра), а стало быть тут очень многое опирается в коллективный нарратив. Основой механики являются так называемые ходы (moves), под которые подпадает очень широкий спектр действий - каждый раз, когда в ходе повествования персонажи предпринимают какое-то действие, подпадающее под описание какого-то хода, ими кидается 2d6 с учетом разным штрафов и бонусов дабы определить, насколько успешным оказалось действие. Предусмотрен полный успех (10+), частичный успех (9-7) и провал (6-) - стало быть, действие может получиться так, как задумано, получиться с некоторыми осложнениями или же провалиться и привести к неприятным последствиям (как вариант - действие может быть успешным, но все равно иметь тяжелые последствия). Для примера, в нашей игре фигурировали такие ходы, как "Сохранять спокойствие", "Прочесть собеседника", "Прибегнуть к насилию", "Использовать силу за пределами своих обычных возможностей", "Воспроизвести флешбек" (при неудаче - может вспомниться совсем не то, что хотелось бы) - как я уже сказал, трактовка тут возможна очень широкая. Тематически конкретно Superhuman посвящена супергероям, однако же в стиле Железного века комиксов или всяческого комиксового постмодерна, с характерными субверсиями и деконструкциями - в общем, автор в основном вдохновлялся такими вещами, как "Хранители", "Возвращение Темного Рыцаря", "Болотная Тварь", "Kick-Ass" и т.п. Так что, все очень мрачно, цинично, депрессивно, и вообще попытки быть супергероем ничем хорошим зачастую не заканчиваются.
На всякий случай хочу сразу предупредить, что в получившейся у нас истории фигурируют сомнительные моральные решения, пренебрежение людскими жизнями, клиническая депрессия, жестокость, рак и последствия радиационного отравления (причем, не всегда это демонстрируется с научно-правильной точки зрения, ибо это все еще супергероика). Если я продолжу отчеты, то буду давать дополнительные предупреждения, обращая внимания на прочие подобные темы - но прошу иметь в виду, если упоминание чего-то из перечисленного поднимает для кого-то болезненную тему. В таком случае дальше, может, лучше и не читать - ну или читать морально подготовившись.И вот, держа все это в уме, давайте, что ли, начнем с представления персонажей. Заранее говорю, что, поскольку я взялся за написание отчета спустя несколько недель после первой сессии, какие-то мелкие детали я вполне могу и напутать, что здесь, что в дальнейшем. Но постараюсь все же воспроизвести события достойно. Хочу сказать, что у героев, помимо характеристик, есть постепенно меняющийся под воздействием разных обстоятельств набор сил и тягот, демонстрирующих их суперспособности и слабости - на старте комбинация сил и тягот выдается игрокам случайно, хотя есть возможность перебрасывать результат, дабы получить что-то, с чем можно работать при создании персонажей. Комбинации, таким образом, могут получиться очень занятными. Итак:
Гидеон О'ЛириГидеон О'Лири, метаморф (имеет человеческую форму и суперформу, между которыми может перекидываться), в прошлом кодовое имя "Волшебник" (Wizard), в настоящий момент суперформа известна как "Опустошитель" (Desolator). Гидеон - пожилой (69 лет на 2004 год) суперагент ирландского происхождения на службе правительства США, уже почти 15 лет как вышедший на пенсию и старающихся тихо доживать свой век в Филадельфии. У него имелась не особо бросающаяся в глаза суперспособность, природа которой не совсем ясна - то ли это просто сочетание таланта и тренировок, то ли это что-то сверхъестественное. Способность называется Super Cool, и выражается в том, что он способен на феноменальное самообладание и, пока он владеет собой, он может выбраться из любой передряги и выполнить любую задачу с поразительной легкостью и изящностью. В общем, это такие trope power и plot armor супергеройского жанра. С возрастом он, конечно, подрастерял сноровку, но, как мы знаем, бывших шпионов не бывает.
Как нетрудно догадаться, с такими данными Гидеон сделал себе отличную карьеру, служа правительству, обезвреживая злодеев и спасая мир на регулярной основе. В ходе своих приключений он обзавелся двумя протеже. Юноша и девушка также обладали суперспособностями (манипулирование эмоциями и суперслух, соответственно), стали перспективными агентами, а также, со временем, поженились - Бэзил и Тринити Брукс. Гидеон воспринимал Бэзила, взявшего кодовое имя Василиск (его силы работали при визуальном контакте, когда он смотрел кому-либо в глаза), практически как сына. С Тринити их отношения, как потом выяснилось, были несколько более запутанными... Собственно, иллюзии о светлом героическом будущем окончательно завершились в конце 80-ых, в тот день, когда Гидеон и Тринити вместе отправились на задание в лабораторный комплекс некоего сумасшедшего ученого, выводившего смертоносный вирус и плодящий на его основе зомби-мутантов дабы завоевать/уничтожить мир - в общем, классика. Вот только сюжетная броня, похоже, в этот раз дала сбой: злодея герои устранили, однако перед гибелью он таки успел запустить процесс выпускания вируса в атмосферу. Гидеон и Тринити сумели изолировать комплекс изнутри, и сами приняли меры дабы избежать заражения, вот только выбраться, не выпустив в мир вирус и ораву мутантов, они не могли. В поисках решения О'Лири нашел возможность активировать "процедуру зачистки комплекса", подразумевающую уничтожение всего живого на территории с помощью ударной дозы радиации - вирус это должно было гарантированно уничтожить. Также как и мутантов. Также как и двух агентов, все еще запертых внутри. Тринити была категорически против этой идеи, она была уверена, что должен быть другой выход, что Гидеон всегда раньше находил наилучшее решение в любой ситуации. Гидеон, в свою очередь, заявил, что перебрал все имеющиеся варианты, и, как ни крути, это и есть наилучшее решение - они жертвуют собой, дабы спасти мир. После чего активировал зачистку. Тринити в тот день действительно погибла, а вот он, к своему удивлению - нет. Он не помнит, что именно случилось, однако пришел в себя Гидеон в уже безжизненной лаборатории. От вируса в атмосфере не осталось и следа. У себя он также не обнаружил ни признаков заражения, ни какого-либо облучения - все последующие анализы это подтвердили. Он вышел из этой ситуации физически невредимым, а вот эмоционально он чувствовал себя ужасно. Он поступил, по-идее, правильно и спас мир, однако никогда еще он не чувствовал себя по этому поводу настолько паршиво. Отношения с Бэзилом также, очевидно, заметно подпортились. Через какое-то время ставший отстраненным Василиск попросту исчез, и у Гидеона не было желания его искать - он прекрасно понимал, если ученик больше не хотел иметь ничего общего ни с ним конкретно, ни с их конторой (да, я ужасно извиняюсь перед всеми за "женщину в холодильнике" - это исключительно моя идея и я слишком поздно осознал имеющий место штамп, и я даже не уверен, что его получится обернуть в какую-либо субверсию в дальнейшем).
А потом Гидеон-таки выяснил, что кое-что из того комплекса его все же изменило: у него появилась... альтернативная форма. Гидеон всегда умел держать себя в руках, но со временем у него это стало хуже получаться, а во время сильных эмоциональных потрясений он менялся, причем в прямом смысле: все его тело начинало излучать радиацию, его ткани яростно светились в темноте, так что сквозь сияние можно было видеть его скелет, его переполняла энергия, он становился невероятно силен и мог концентрировать радиацию в направленный разрушительный поток (проще говоря, я воссоздал условно-героическую версию Блайта из Batman Beyond). Чтобы вернуться в человеческий облик ему требовалось целенаправленно достичь состояния внутреннего покоя. И, как ни странно, даже в человеческой форме ему не вредило его собственное излучение. К счастью, первая внезапная трансформация обошлась без живых свидетелей и без невинных жертв (то есть, те, кто это не пережил к категории невинных никак не относились), но О'Лири понял, что работать дальше в таком состоянии он не сможет и стоит подать в отставку пока еще есть такая возможность. В 1989 он официально ушел на пенсию. Использовать свою суперформу, даже тайно, он не хотел по очевидным причинам ее разрушительности, но все же несколько раз он оказался втянут в ситуации, когда был вынужден выпустить эту силу наружу - удивительно многие пытались лишить его спокойной пенсии. Пресса все же обратила внимание на изредка, но появляющегося в мире радиационного монстра, окрестив его Опустошителем. Гидеон, тем временем, постарался отстраниться от мира, все еще грызя себя по поводу судьбы Тринити, испорченных отношений с Бэзилом и собственного опасного для окружающих состояния. Потихоньку он скатывался в серьезную депрессию (представьте себе, но в этой системе депрессия отражена игромеханически, причем весьма интересно).Стелла ТрейсСтелла Трейс, не является супергероиней (и не имеет костюмированное альтер-эго), не смотря на наличие сил. 24 года, живет в Филадельфии и работает фитнесс-тренером. Рано потеряла родителей, поэтому фактически росла со своим единственным близким родственником - дядюшкой Бенджамином. Да, дядей Беном. Да, он говорил ей, что с великой силой приходит великая головная боль - особенно после того, как выяснил, что у племянницы есть суперспособности. Особенность в том, что Стелла никогда не промахивается - однажды увидев цель, даже не смотря на нее в дальнейшем, она может попасть по ней из чего угодно. Рикошеты, упреждения, причудливые углы и навесной огонь - все это дается ей на совершенно сверхъестественном, инстинктивном уровне. Также она моментально вычисляет любые физически уязвимые участки на цели, из-за чего способна решить исход ближнего боя за пару точных ударов. Ну а еще она, на минуточку, в какой-то момент стала физически неуязвима - удары, порезы, пули и взрывы по какой-то причине не причиняют ей вреда. Собственно, поскольку большую часть жизни она, как всякий нормальный человек, старалась избегать опасных ситуаций, она в полной мере не осознавала наличие у себя подобных способностей, хотя и подмечала странности, вроде отсутствия синяков и мелких порезов, которые по-идее должны были возникать во всяческих бытовых ситуациях. Как ни странно, Стелла даже эти свои подозрения воспринимала очень спокойно, видимо совершенно не планируя целенаправленно использовать какие-либо сверхъвозможности, даже если окажется, что они у нее есть. Она вообще всегда зачастую отличалась удивительным спокойствием и философским отношением к происходящему вокруг.
Так уж получилось, что Стелла хоть и не очень хорошо, но знакома с О'Лири - через дядю Бена. Каким-то образом методичные шахматные партии двух старичков в парке постепенно вылились в некое подобие дружбы. По крайней мере, Бен считает Гидеона чуть ли не своим самым близком другом и достойнейшим человеком. Гидеон, в свою очередь, не уверен в правильности суждений Бена на его счет, но старается соответствовать в меру своих сил и оправдывать оказанное доверие. А доверие действительно было оказано: Стелла в меру возможностей заботится о своем дяде, также как и он всегда заботился о ней, однако не так давно у него обнаружили рак, и Бен не уверен, что ему осталось так уж много. Он сообщил Гидеону, что, когда его не станет, он хотел бы, чтобы О'Лири присматривал за его племянницей и оказывал ей поддержку. Гидеон согласился, хотя и предупредил, что и сам к тому времени может покинуть этот мир. О том, что у Стеллы имеются суперсилы Бен своего друга информировать тогда не стал. Стелла, в свою очередь, никому не распространялась о том, что где-то за пару с лишним месяцев до начала основных событий с ней завел знакомство один немолодой, но удивительным образом располагающий к себе мужчина. Она не до конца понимала, почему он вызывает у нее такую симпатию и доверие, равно как и почему он так активно интересуется знакомствами ее дяди, но она была очень рада проводить время в его компании.Элизабет КеллиЭлизабет Келли, девушка, чей источник суперспособностей настолько изменил ее внешне, что она уже не может сойти за обычного человека. До своего преобразования она была вполне обычной студенткой-медиком, с родителями, молодым человеком и планами на жизнь. Однако, как это часто бывает, студентам свойственно искать себе приключений и устраивать различные мероприятия варьирующейся степени неразумности. Самодельный оккультный ритуал, который товарищи Элизабет решили провести смеха ради и в который ее успешно втянули, в этом плане можно даже расценивать как что-то сравнительно безобидное. Вот только проблема в том, что ритуал-таки взял и сработал. Причем конкретно на Элизабет, превратив ее, фактически, в одержимую - некая темная демоническая сущность из иного мира оказалась заперта в ее теле. Это вынужденное сожительство наделило ее рогами, когтями, кожистыми крыльями, трехметровым хвостом и ужасно раздражающим - причем, почему-то, еще и писклявым - голосом в голове, непрерывно требующим крови и резни. Хуже всего то, что Лиза стала источать некую сверхъестественную тьму, обволакивающую поверхность ее тела. Тьма эта весьма агрессивно вытягивает жизнь из всего, с чем соприкасается - по крайней мере из людей и животных точно. Элизабет со временем обнаружила, что способна управлять потоками этой тьмы, но убрать их совсем не может - тем самым, любой физический контакт с ней других людей несет риск для жизни. Лиза, конечно, попыталась найти помощь. Когда она заявилась в таком виде на порог родительского дома, открывшая дверь мать первым делом схватилась за ружье - в этот момент Элизабет поняла, что домой вернуться не получится. Реакция ее парня была, в целом, похожей - разве что, ружья у того, к счастью, не оказалось. Так что кое-как объясниться с ним все же удалось, однако это не помешало ему набраться храбрости (или наглости?) и честно заявить, что при таком раскладе он с Лизой иметь дел не хотел бы. В общем, с трудом удержавшись от того, чтобы не прибить парня, и осознав свое положение изгоя, Лиза какое-то время скиталась по улицам города. Постепенно она все же нашла для себя занятие, которое одновременно удовлетворяет и ее новоприобретенную кровожадность, и потребность в каких-либо средствах к существованию: она начала методично охотиться на местные банды гопников, изничтожая их самих и забирая себе их добро. С тех пор она перебралась в заброшенную ветку метро, обустроила там себе логово и стала использовать местных бомжей с целью сбыта своей добычи и закупки всем необходимым в тех местах, где с рогами, крыльями и хвостом появляться не желательно (хоть в том же магазине). С тех пор прошло несколько лет и хвостатый крылатый монстр, излучающих зловещую тьму, стал местной городской легендой.
Как ни странно, Стелла оказалось единственной знакомой Элизабет из ее прошлой жизни, которая относительно спокойно прореагировала на попытку Лизы наладить контакт после трансформации. Лиза регулярно посещала ее занятия по фитнессу и двое были в какой-то степени подругами - и, похоже, периодически приобретающая феноменальный размах невозмутимость Стеллы здесь сыграла на пользу. Ее реакция на истории Элизабет была чуть ли не в духе "Ясно. Обед в холодильнике. Сама разогреешь?".
Также пересеклись пути у Элизабет и с Гидеоном. Случилось это вскоре после ее трансформации, когда она решила использовать для передвижения по городу крыши. И вот, проскакивая по одной из высоток, с голубем в зубах, она увидела какого-то странного старика, стоящего на краю крыши. Обернувшись на шум, он тоже ее заметил. Прореагировав с какой-то нездоровой отрешенностью, он полюбопытствовал: "А вы кто будете, юная леди?". На что Лиза честно заявила, что сама хотела бы это знать. Отрешенность сменилась любопытством - и вот так Элизабет, неожиданно для себя, помешала Гидеону О'Лири совершить самоубийство. А потом последовала просьба Бена и осознание, что, видимо, придется еще какое-то время повременить с планами по избавлению мира от одинокого радиоактивного неудачника. Лучшего места для Лизы, чем ее подземное логово, Гидеон найти так и не смог, но регулярно разрешал ей оставаться у себя, а также носил ей в подземку продукты и предметы быта.Вот такая вот собралась компания. А что с ними приключилось, когда мы, собственно, приступили к первой сессии, расскажу, пожалуй, в следующий раз.