Знаете, как говорят: ты либо умираешь годным, интересным злодеем, либо живешь до тех пор, пока не становишься унылой Мери Сью.
Кхм, ладно, на самом деле так не говорят, и я бы даже не сказал, что это правило так уж часто вообще работает. Хотя уверен, что найдется несколько примеров, если поискать... Но я сказал это преимущественно чтобы выразить мое отношение конкретно к персонажу Сары Керриган из StarCraft. У Керриган была хорошая история становления в качестве злодейки, где она страдала, мстила, предавала и шла по трупам к успеху и власти. Хотя даже тогда нам намекали, что за собственными амбициями она порой не замечала еще большей картины. Тем не менее, под конец Brood War она стала фактически основной силой сектора, демонстративно окунув в грязь, сломав и обескровив всех, кого по каким-либо причинам не убила. И хоть ее мотивы можно понять, а ее действия и правда впечатляли, но, на мой взгляд, в дальнейшем сюжете она заслужила то, что я бы охарактеризовал как "достойная злодейская смерть". Увы, фанатская любовь и близзардовцы, к этой любви, видимо, прислушивающиеся, решили иначе.
Это я, если что, решил полностью пересмотреть сюжет второго Старкрафта, теперь уже в цельном виде, по причине выхода Legacy of the Void. Да, пока все остальные либо восторгаются, плюются или борются с собственными противоречивыми чувствами после просмотра седьмого эпизода Star Wars (который, я, кстати, посмотрел), я дополз до Старкрафта. И знаете, это странно: у меня, на самом деле, очень высокая терпимость к произведениям. Я могу искренне получать удовольствие от того, от чего других будет яростно тошнить. В плане игр я могу защищать раскритикованные в пух и прах вещи, вроде четвертых Героев Меча и Магии или же Альфа-Протокола. Конечно, всегда найдутся вещи, которые очевидно плохи объективно, но сейчас речь не об этом - просто, если проект имеет спорную репутацию, то достаточно высока вероятность, что я смогу найти для себя его светлую сторону и получить от него искреннее удовольствие.
И вот, в связи со всем вышеперечисленным, достаточно странно понимать, что я давно не чувствовал себя таким, простите, говноедом, как при просмотре сюжета второго StarCraft.
Дальше будет еще больше столь же грубого изложения негатива, непременно с большим количеством СПОЙЛЕРОВЯ никоим образом не отрицаю умение Близзард подать события, особенно когда речь идет о красочных, действительно впечатляющих роликах. Но, тем не менее, во всем остальном дела для меня обстоят крайне печально... Любопытно, что когда я смотрел сюжет Wings of Liberty в первый раз, во время ее выхода, все казалось не столь плохо. Так что, может быть, эта история просто как тот гриб из анекдота - съедобен только один раз в жизни. А может быть моя субъективная неприязнь объясняется одним простым фактором: многим фанатам серии плевать на судьбу галактики, им интересно чем обернется непростая любовная история Джима Рейнора и Сары Керриган. Ну а мне глубоко наплевать на долбанный пейринг добланного Рейнора с добланной Керриган.
Я понимаю, что дело, наверное, в том, в каком возрасте я начал свое знакомство со Старкрафтом, но в первой части я вообще не помню наличия между ними какой-то любовной линии! Это просто ускользнуло от моего внимания как маленькая пикантная деталь, не имеющая особо значения в общем круговороте событий. А потом персонажам стало вовсе не до выяснения любовных отношений: Керриган интриговала и устраняла противников одного за другим, Рейнор выживал и старался помочь выжить остальным. Они расстались на прекраснейшей ноте в Brood War - Керриган предала своих союзников, убила кучу народа, включая Феникса, Джим в полной мере осознал, что связался с властолюбивой, беспринципной и кровожадной особой (опять, Джимми, ты определенно "умеешь" разбираться в людях...) и торжественно пообещал больше не тупить и, набравшись сил, когда-нибудь убить Керриган. Сарочка пожимает плечами, провозглашает себя "Qween Bitch of the Universe" и объявляет сектор своей территорией, любезно "разрешая" остальным еще пожить какое-то время, пока они помнят, кто тут на самом деле главный. Предварительно морально изничтожив своих основных противников, одного оставив у разбитого корыта, другого доведя до самоубийства, а третьего оставив жить, зная что тот посвятит остаток жизни самобичеванию.
Итого, что мы имеем во второй части после всего этого? Спустя годы, Рейнор пьет, внезапно страдает по Керриган и вообще ударяется в драму, по инерции подгаживая Менгску. Император и его Доминион превратились в карикатурную диктатуру - причем именно что карикатурную, с выпусками новостей в духе "Добро пожаловать на новостной канал нашего абсолютно не тоталитарного государства, где мы совершенно точно не будем вываливать на вас тонны нескладной и неправдоподобной пропаганды, и вообще у нас все хорошо и чудесно и наш абсолютно не притесняющий вас Император правит совершенно не ради власти и личных амбиций! Не забудьте занять очередь за талонами на массовые расстрелы!". Простоссы тем временем профукали основу всей своей жизни и философии - Кхалу, притом стараниями одного из Ксел'Нага, которые к созданию Кхалы вообще-то по-идее не имели отношения. Ну а зерги во главе с Керриган... Как я уже сказал, по моему мнению с Керриган все совсем плохо. Фатализм, драматичный пафос (вместо пафоса авторитарного), отсутствие какого-либо смысла, внезапная тоска по Джиму, прочая деградация образа и характера, истеричность, лицемерие, перекраивание ориджина Зергов не в лучшую сторону, хитиновые каблуки (хотя... ладно, это вполне в духе Керриган), а также типичная черта Мери Сью: внезапно, все (кроме отъявленных злодеев) ее любят, всем она нужна, все готовы давать ей об себя почти что ноги вытирать, все злодейства ей прощают, за единичные хорошие поступки ее провозглашают чуть ли не святой и вообще оказывается, что она избранная, которая должна спасти галактику ("И ты превратила всех Жнецов в мороженное! А еще сегодня твой день рождения и кроганы испекли тебе торт!"). Последствий за массу не самых благородных поступков - от лицемерного хамства до массовых убийств, - для Керриган категорически не достает, при том, что она зачастую творит буквально все, что ей вздумается (включая вырезание гражданского населения с аргументацией в духе "А че они рядом оказались?!"). А еще ей помогает мутировавший Стуков, хотя, по-хорошему, она виновата в его печальной судьбе ничуть не меньше Дюрана.
Один раз Рейнор, правда, вспомнил, что он вообще-то хотел убить Королеву Клинков, причем убить за дело. За такую крамольную мысль фанатская общественность его резко раскритиковала, обзывая его козлом, ибо, стоило девушке отрастить обратно хитиновый панцирь, так он сразу посмел вспомнить, как она убила огромную кучу народа. При том, что в итоге он весь расчувствовался и простил ее, придя к выводу, что ну это же она на нервной почве геноцид миллионов устраивала, да и вообще была не в себе. Эх, помнится, в Brood War она как-то тоже объявила, что была не в себе и впредь обещает исправиться и оказать посильную помощь дорогим соседям. Результат: организованная ей гражданская война протоссов на Шакурасе, в ходе которой она заразила лидера одной стороны и убила лидера другой, и все это ради многоходовочки, результатом которой было укрепление ее позиции как единственной обладательницы полной власти над зергами. Джимми, после смерти туевой хучи твоих людей и твоего друга Феникса ты как-то пообещал больше не тупить, но вновь и вновь забываешь, во что сектору обычно обходится очередное "я была сама не своя!" от Керриган. Кстати, до этого еще одного своего старого друга он убил уже лично, опять же на основе мотивации "не надо убивать Керриган, она же может исправиться!". Что. За. Херня, Джимми?! Будем считать, что Рейнор все же пропил последние мозги. Жаль, что я не последовал его примеру - не надо было смотреть это трезвым.
Ладно, справедливости ради: у Керриган на тот момент был сюжетный иммунитет в виде пророчества, согласно которому ради выживания галактики ей нужно было оставить жизнь во что бы то ни стало. Хотя я не уверен, что Рейнор на тот момент помнил о данном пророчестве. Я уже не говорю о том, насколько это читерная отмазка.
И вот же ж, даже при моей склонности не осуждать месть в качестве основной мотивации, и в этом плане я также остался скорее недоволен Керриган - отчасти потому, что мстить несколько раз подряд не только отдает перебором, но и попросту выглядит неразумно. Менгск уже был пару раз во власти Керриган, она отыгралась на нем, в целом удовлетворилась результатом и чуть ли не забыла о его существовании. Авторы банально решили проехаться по уже, казалось бы, замятой теме. И всеми этими спорными решениями они умудрились сместить мое отношение к персонажу Керриган в такой негатив, которому я искренне поражаюсь. Впрочем, я подозреваю, что мой случай - редкость. Фанаты в большинстве своем, судя по всему, получили именно то, что хотели. А я вот удивлен собственным критическим настроем.
Вообще, сюжет по своей структуре и исполнению некоторых аспектов напоминает порой фанфик среднего качества. А порой и ниже, чем среднего, учитывая, как я уже сказал, наличие Мери Сью и карикатурность антагонистов.
Но все же, наверное, надо немного поговорить о хорошем. А помимо кинематографичности роликов, это еще и персонажи, характеры которых не извратили по сравнению с оригиналом. То есть те, кого не было в оригинале. Тайкус - уголовник-обаяшка, который имеет полное право говорить, что Рейнор совсем упился и "братву на бабу променял" (и ему даже не прилетело за это, как, к примеру, Энакину Скайвокеру). Валериан Менгск, забравший у отца весь адекват, хотя и он вынужден из-за сюжетного двигателя стараться ради благополучия Керриган. Очаровательный идеалист Мэтт Хорнер, которому очень любезно авторы предоставили карикатурную диктатуру, с которой он мог бы бороться, но он все равно вполне харизматичен. Свита Керриган, опять же, хоть я и до конца не могу привыкнуть, что они внезапно заменили церебрантов (у которых, между прочим, тоже были свои функции, специализации и даже характеры). Но я понимаю, почему всех так впечатляет Абатур. Возвращение Стукова я воспринимаю в чем-то неоднозначно (и как я уже сказал: как и все остальные персонажи, он вовсю любезничает с Керриган, которую у него есть все основания ненавидеть), но, в конечном итоге, почему бы и нет - я принял чудесное воскрешение Дарта Мола силой фанатской любви, я могу принять это и для Стукова.
Ну а к сюжетке протоссов у меня, похоже, меньше всего претензий и впечатления она оставляет скорее положительные, в сравнении с остальными историями SC2. Конечно, протоссы по-прежнему крайне пафосны, по-прежнему обожают жертвовать собой по любому поводу... Но с этим, во-первых, можно было успеть свыкнуться еще со времен первого Старкрафта, то есть тут по крайней мере характер расы не стали извращать до неузнаваемости, а во-вторых, повторюсь, на фоне всего остального, чем щеголяют кампании второго SC, любовь к запредельному пафосу не так страшна. Что я мог бы поругать, так это расставленные акценты: мне, вот, например, интересна тема возвращения на Айур, мне интересна тема Кхалы и ее потери. Но нет, быстренько профукаем Айур во второй раз, быстренько профукаем Кхалу, погорюем пару минут для вида, и побежим собирать очередной МакГаффин - ведь это гораздо интереснее и, главное, так свежо! Справедливости ради, МакГаффин заполучили в итоге тоже достаточно быстренько. Еще меня несколько разочаровал Зератул - даже не тем, что проявил расовую любовь к самопожертвованию, на тот момент я был даже отчасти рад, что он отмучился. Просто начиная с финала первого старкрафта он занимается совершенно одним и тем же: лазает по секретным базам и древним развалинам, узнавая про зловещие пророчества и тайные заговоры. Ну и иногда возвращается к кому-либо из героев и рассказывает, что нашел. Настолько "персонаж-функция", насколько это возможно - и это при том, что у данного героя увлекательное и непростое прошлое. Печально за него в этом плане. А вот Артанис все так же паладинист и, при этом, обаятелен, и из тройки фракционных лидеров к нему, пожалуй, у меня меньше всего претензий. Опять-таки, еще есть Каракс - наконец-то нам показали кого-то из "гражданской" касты, а то сплошь одни храмовники. И не смотря на то, что тема потери Кхалы в итоге, на мой взгляд, не раскрыта в полной мере, радует хоть какое-то упоминание вопроса адаптации после такого массового потрясения. Ну и, конечно, Тал'даримы, с культурой которых нам дали познакомиться поближе - и выдали единственного протосса, способного на язвительность и сарказм (со времен Тассадара, по крайней мере). После них называть Темных Храмовников темными как-то даже язык не поворачивается - особенно учитывая, насколько в Тал'даримах улавливается влияние вархаммеровских темных эльдар. В общем, как ни странно, протоссы со своими тоннами пафоса и возвышенностью по итогам вызывают наименьшее отторжение во всей этой истории.
Эх, а еще был спорный Амун, конечно же, в качестве главного Жнеца, в смысле, угрозы небытия. Сам по себе он меня не раздражал, меня огорчило другое - попытка авторов чуть ли не все злодейства, совершаемые ранее в истории Старкрафта, приписать влиянию Амуна. Мол, без Амуна они все были бы беленькие и пушистые, даже вырезающая колонии Керриган (разве что, Объединенный Земной Директорат все еще сами себе злобные Буратины, которых никто в сектор за уши не тянул). Мне кажется, это даже хуже, чем массовая индоктринация Цербера в Mass Effect. Хм... Вообще, признаться, от конкретно Legacy of the Void порой так ощутимо веет Mass Effect'ом... К примеру, на определенном моменте в сюжете появляется форменный Протожнец. Однако, и вновь повторюсь, после мерисьюшных похождений Керриган даже наблюдение подобных заимствований воспринимается положительно. Хотя, конечно, финальная ассоциация с масс эффектом без Сары не обходится, ибо в эпилоге она выбирает контроль, становится новым Катализатором и, поскольку она не какая-нибудь там неудачница-Шепардесса, забирает с собой Рейнора прямо в каноне. Фанаты ликуют и заявляют, что это единственное, ради чего стоит следить за сюжетом Старкрафта. Мне, как я уже сказал, глубоко пофиг на судьбу романа Джима и Сары.Вот настолько сумбурные и порой несдержанные в своем изложении у меня получились впечатления на протяжении ознакомления с сюжетом второго Старкрафта. Повторюсь, я никоим образом не ожидал, что меня пробьет на настолько яростную критику, равно как не ожидал, что меньше всего под раздачу попадут протоссы. Характер истории достаточно сильно изменился со времен первой части, и, увы, я не могу сказать, что эти изменения пришлись мне по-нраву. Хотя, главные мои претензии пришлись все-таки на действия и характеры отдельных центральных персонажей, а уже только потом - на общий тон повествования. Уверен, большинство фанатов остались довольны, Близзард наверняка удалось им угодить. Ну а я не могу сказать, что я не хотел увидеть, чем закончится эта история, - это заставило меня проследить за ней до конца, не смотря на все фейспалмы и баттхерты. Вот так вот.