Наблюдаемая со стороны дискуссия на тему насколько TellTale способна или не способна делать произведения с действительно радикальным финалом, да еще и целиком зависящим от решений игрока, навела меня в итоге на рассуждения об одном смежном моменте. Все-таки я кое-что скажу касательно недавно пройденной мною Tales from Borderlands - помимо того, что я получил от истории искреннее удовольствие.
Я довольно-таки часто на протяжении развития сюжета оказывался в ситуации, когда предугадывал сюжетные повороты (хотя, конечно, были и ситуации, которые меня удивили и действительно стали неожиданностью), но при этом история порой до последнего делала вид, что ожидаемого мною сюжетного хода не будет и все будет развиваться не так, как я предугадал. Скажем так, если бы я и TellTale в ходе игры вели диалог, то он выглядел бы
примерно таким образом.примерно таким образом:
- О, я, кажется, знаю, что дальше будет!
- Нет-нет, мы знаем, о чем ты подумал, но ты не прав, дальше все будет совсем не так! Вот смотри, сейчас мы покажем тебе нечто, совсем отличное от того, что ты предполагал!
- Ну да, конечно - это только на первый взгляд отличается от моих подозрений, а вот сейчас вы резко вырулите туда, куда я и думал!
- Да нет же, серьезно: вот так события развиваются, и никуда мы выруливать не будем!
- Да ладно, вы меня разыгрываете.
- Нет, мы на полном серьезе!
- Да ни за что не поверю. Вы так не сделаете.
- Сделаем. Уже сделали, разве не видишь?
- Вижу, а сейчас вы все перекроите, заявив, что это была шутка. Или что вы для интриги подводили нас к ложному выводу, а на самом деле все будет именно так, как я и предполагал.
- Не-а. На сей раз мы серьезно.
- Вот сейчас...
- Нет.
- Сейчас?
- Нет.
- Вы... вы что, серьезно решили сделать именно вот так, а не так, как я предполагал?
- Ага.
- Ну... Не ожидал, признаюсь.
- ХА-ХА, ПОДЛОВИЛИ-ПОДЛОВИЛИ! Нет, на самом деле ты все правильно угадал, просто мы прикалывались. А ты купился-таки!
- Вы... Вы... А, ладно. Почему-то я не могу на вас злиться.Перечитал... Если что, хочу уточнить: нет, это я не только про известный момент с Сашей.Я просто при этом еще вспоминаю, что следы подобного подхода наблюдал еще тогда, когда TellTale делали классические квесты, в той же пятой части Monkey Island, о которой я рассказывал когда-то. То есть, практически каждый эпизод они брали какой-то элемент сюжета Обезьяньего Острова, который фанатам казался чем-то незыблимым и нерушимым... и кардинально этот элемент меняли. И так каждый эпизод, словно демонстрируя, как ощутимо может измениться казалось бы привычная нам серия в их руках... а потом под самый финал вернули все на круги своя. Я даже попробую подробно расписать, как это выглядело:
Со спойлерами, разумеется.Итак, Monkey Island, наши неизменные константы, перешедшие к нам из предыдущих частей серии:
- Гайбраш благодаря своей смекалке и нестандартному применению всевозможных предметов для решения проблем всегда выходит из передряг невредимым.
- ЛеЧак демонический призрачный пират-зомби, главный враг Гайбраша, жаждущий его смерти, но слишком любящий много вещать о своих злодействах и слишком много энергии тратящий на сталкерство возлюбленной Гайбраша - Элейн.
- Гайбраш и Элейн - ОТП и женатая пара, и ни что не способно их разлучить. Хотя ЛеЧак постоянно пытается.
- Леди Вуду кочует из игры в игру, беря на себя роль помощника главгероя и выдавая ценные советы, а также посылая в путь за очередным вуду-артефактом.
Первый эпизод: все пока по классике, ЛеЧак все еще злобный демонический призрачный пират-зомби, готовящий страшное вуду-проклятье и желающий женить на себе возлюбленную Гайбраша Элейн. Гайбраш ему мешает, раздолбайски приключается и выкручивается из всяческих ситуаций проявляя находчивость и логику в стиле "прокатить головку сыра по рельефной стене, на которой изображены символы древней цивилизации, чтобы сделать из сыра недостающую деталь-диск в древнем механизме данной цивилизации". А потом ЛеЧак становится живым человеком, и, как бы, перевоспитывается.
Второй эпизод: Гайбраш Трипвуд, умудряющийся из любой передряги выбраться невредимым, в самом начале теряет руку. Правда, рука была проклятая и подпорченная еще в первом эпизоде, но все равно. ЛеЧак официально заявляет, что исправился и учится у Трипвуда решать загадки. Гайбраш убивает полоумного враждебного пиратского капитана, потопив его судно.
Третий эпизод: вечный, каноничный и неразрывный пейринг Элейн/Гайбраш расшатывается из-за того, что Элейн уплывает приключаться с ЛеЧаком, а за Гайбрашем продолжает гоняться ранее оттяпавшая ему руку охотница за головами Моргана Ля Флей, с которой они быстро переходят от вражды к вынужденному, но отнюдь не неприятному сотрудничеству - и глядя на взаимодействие Гайбраша и Морганы не начать их шипперить может быть весьма затруднительно.
Справедливости ради, во второй части Элейн и Гайбраш вроде как разошлись и авторы вроде даже признались, что не видят их, как пару... Только для того, чтобы поженить их в конце третей части.
Четвертый эпизод: ЛеЧак спасает Гайбраша, а Леди Вуду, наш неизменный наставник, квестодатель и помощник, оказывается мастермайндом всей этой эпопеи, ради каких-то своих загадочных целей стравливавшей Гайбраша и ЛеЧака в неком бесконечном цикле на проятжении всех частей серии. Моргана погибает, насмерть - Гайбраш и раньше терял друзей (в основном потому, что забывал их в каком-нибудь шибко опасном месте... он в этом плане немного рассеянный, хотя они обычно не помирали, а "пропадали без вести"), но не так, чтобы они умирали у него на руках. Ну и под конец, когда мы уже более-менее привыкли, что ЛеЧак стал положительным персонажем, он вновь возвращается на путь негодяя и первым делом... убивает Гайбраша. Насмерть. ЛеЧак, который из раза в раз получал возможность прикончить Трипвуда, но всякий раз оставлял расправу над ним на потом, предпочитая по полчаса болтать о своих злодейских планах. Просто взял и заколол нашего протагониста - и уже после этого объявил о своем возвращении на темную сторону.
Пятый эпизод: все смешалось в доме Трипвудов. Гайбраш пробирается через загробный мир, постепенно становясь пиратом-зомби, помогает ему в этом призрачная охотница за головами Моргана, и вместе они пытаются расстроить свадьбу ЛеЧака и Элейн (которая под демоническим влиянием временно поменяла мировоззрение и теперь вполне согласна на свадьбу с ЛеЧаком). Моргана жертвует своей профессиональной репутацией дабы дать шанс Гайбрашу, а Гайбраш жертвует своей возможностью выбраться в мир живых дабы окончательно убить ЛеЧака и освободить Элейн от демонического влияния. ЛеЧак погибает, цикл, поддерживаемый Леди Вуду наконец разорван, Гайбраш и Моргана остаются в загробном мире и теперь им нужно искать способ пробраться в мир живых и приключаться уже в виде нежити. Финал эпопеи, ставящий все с ног на голову и заставляющей поражаться решительному подходу теллтейловцев.
...
Нет, на самом деле нет. После всего этого, в самом-самом финале Гайбраш возвращает все на круги своя буквально одним движением руки: он снова жив, у него целы обе руки, он воссоединяется с Элейн, получает кривой-косой корабль и полное море будущих кривых-косых приключений, а Леди Вуду то ли готовится воскресить ЛеЧака, то ли собирается поставить на его место Моргану, которая, видимо, в отличие от ЛеЧака будет сталкерить уже Гайбраша. Цикл продолжается.Вот так вот: как будто TellTale продемонстрировали, как они могут развернуться, если доверить им франшизу... А потом собрали все обратно и тихонечко положили на место. И, видимо, данный подход в какой-то степени сопровождает их до сих пор (хотя в Tales from Borderlands они не постеснялись под конец, так сказать, убрать с политической арены достаточно серьезного игрока).