Речь пойдет о том, что, на днях, мне-таки довелось ознакомиться с первой и второй частью биоваровской космооперы "Mass Effect" - запоздалое знакомство в преддверии выхода третей части, но, все-таки, я преодолел свой скептический настрой и попробовал оценить творение, отчасти, как я подозревал, проигрывающее обсидиановскому "Alpha Protocol". Впрочем, касательно сравнения ME и AP я, по больше части, в итоге оказался прав, ИМХО: если попытаться упросить ситуацию, то Обсидиан в который раз взяли на вооружения схему Биовар и во многом ее улучшили, на что биоваровцы ответили частичным "обратным заимствованием" некоторых улучшенных деталей и добавлением собственных новых задумок к той же старой схеме. Надо сказать, до сих пор результаты подобной "полемики" лично меня скорее радуют, нежели огорчают, хотя мнение общественности и журналистов в этом плане весьма неоднозначное. Возвращаясь к основной теме записи: обе части Mass Effect лично мне понравились, каждая по-своему, но стоит учесть, что первоначальные мои ожидания были не особо оптимистичны. Но это скорее тема для полноценного отзыва и/или рецензии, на которую у меня в данный момент, увы, нет никакого настроя. Здесь же я хотел бы лишь отметить череду наблюдений, фактов и размышлений, замеченных мною в процессе прохождения данного образчика шпилева. Начиная с констатирования следующего факта: судя по всему, мне, предположительно, все же суждено влиться в фэндом Mass Effect. А если подробнее (далее, как нетрудно догадаться, следуют периодически всплывающие увесистые спойлеры):
О примитивностиMass Effect - игра во многом крайне примитивная, если рассматривать ее как шутер с ролевыми элементами, что, на мой взгляд, было бы не совсем верной позицией. Экшн-составляющая первого Mass Effect, на мой взгляд, по глубине мало чем отличается от встроенных в нее мини-игр на взлом контейнеров - разве что, на перестрелки уходит чуть больше времени. Поскольку лично я изначально ожидал увидеть все-таки нечто более привычное по отношению к механике традиционной биоваровской RPG, поначалу меня все это весьма озадачило. Затем, освоившись, я стал не придавать этому столь уж большого значения. И все-таки, в первой части, как мне кажется, существующая система навыков и примитивный шутер достаточно плохо сочетались между собой. Похоже, ко второй части разработчики учли эти моменты, и отбросили попытки скрыть примитивизм за системой прокачки: и, как ни странно, во многом еще более упрощенная механика второй части зачастую мне нравится куда больше таковой из первой, ввиду как раз-таки удачного сочетания различных ее элементов. Ролевая система и переработанная система экипировки лучше интегрировались в составляющую шутера, сделав его более увлекательным. Но, так или иначе, обе части Mass Effect - игры, ИМХО, примитивные, и, дабы ими наслаждаться, это стоит принять как данность. Я полагаю, что привнесенные второй частью упрощения не испортили игру, которая изначально не блистала глубиной механики.
О геологииКогда я играю во что-либо, во мне пробуждается перфекционист... ну или хотя бы зануда, отличающийся колоссальной дотошностью в некоторых моментах. К сожалению, в случае со второй частью Mass Effect, это отразилось, прежде всего, на геологической разведке. Очень зря меня предварительно запугали слухами, будто-бы редкие материалы в игре ценятся дороже денег, а на побочные миссии можно наткнуться, в большинстве случаев, только упорным и последовательным исследованием одной планеты за другой. Я взял себе за правило: если я заглядываю в отдельно взятую систему, то каждую из ее планет я должен выкачать подчистую. На самом деле, этот поиск редких материалов не так уж и плох: такое последовательное, медитативное занятие, как истребление монстров в какой-нибудь "Дьябле"... Но где-то ко второй половине прохождения до меня дошло: теперь планет действительно очень много. И если я поставлю перед собой задачу опустошать каждую планету, мимо которой пролетает "Нормандия", то это, во-первых, полностью опустошит бюджет Шепарда бесконечной покупкой зондов, а во-вторых займет больше времени, чем несколько полноценных прохождений сюжетной линии. В общем, на тот момент, когда я-таки обуздал свое желание перекопать всю галактику, на Нормандии уже был запас ресурсов, которого хватило на все имеющиеся исследования.
О ЦитаделиЦитадель - в общем-то, элемент, достаточно стандартный для космооперы, однако же при детальном осмотре больше всего сия космическая станция напомнила мне не незабвенный "Вавилон-5", а скорее "Город Дверей" Сигил. Здесь есть и заимствованные термины (деление на "wards", к примеру), и концепция столицы цивилизованного космоса, и город на внутренней стороне "бублика", и местные безмолвные дабусы-хранители, постоянное перестраивающие Цитадель по одному им известному "генеральному плану" - а вместо Госпожи Боли, видимо, в данном случае выступают Жнецы. Ну и, да, еще на цитадели есть блекджек и Компаньонки - видимо, одним из проектирующих ее Жнецов был Бендер.
О "парагонах"Опять-таки, в конечном итоге мы имеем типичнейшую космооперу, что порождает лично для меня ряд некоторых неудобств, когда речь заходит о выборе мировоззрения. В реальности я слишком уж часто контактирую с людьми, которые общаются исключительно на повышенных тонах и посредством угроз, потому подобная манера общения стойко вызывает у меня неприязнь. Однако же в случае с Mass Effect характер Шепарда-отступника зачастую кажется мне более привлекательным и правильным, нежели характер "героя". Я пробовал отыгрывать "парагона" и, должен признать, это оказалось на удивление трудно... Но также я понял, как мне кажется, одну тенденцию - все "ренегадские" решения, принятые нами в процессе игры, в последствии будут иметь ярко выраженные негативные последствия. Уничтожение Совета уже таковые имело, как мы видим во второй части. В третей же части, я практически уверен, нам детально разъяснят, как нехорошо было с нашей стороны не проявлять милосердия к опасным рахни, уничтожать коллективный разум гетов, убеждать кварианцев в неизбежности войны с теми же гетами, и конечно же нам не стоило отдавать базу Коллекционеров в распоряжение Призрака. Ибо биоваровцы явно намерены дать нам понять: геноцид форм жизни, однажды чуть не уничтоживших все прочие цивилизованные расы, применение запретных технологий и убежденность в том, что некоторые конфликты нельзя решить мирным путем - это плохо. Как мне кажется, если сравнивать с Dragon Age, то типичнейший Шепард-"парагон" больше всего по поступкам и характеру напоминает Кайлана, "ренегад" же - Логэйна. Вот только в мире Mass Effect Кайлан всегда оказывается прав. Поскольку циничная логика и практичность могут помочь в борьбе с обычным противником, однако же в ME нам противостоят те, в кого разумные лидеры галактических цивилизаций попросту не верят: раса гигантских черных роялей из космических кустов, именуемых "Жнецы". А с роялями из кустов можно бороться только своими роялями: которые в неограниченном количестве наличествуют у всевозможных наивных Героев, но, как известно, в запасе у циничного Отступника не найдется ни одного увесистого рояля. Ну да ладно... Если честно, мне просто обидно за кварианцев, которые, очевидно, погибнут, так и не сумев изничтожить гетов - ибо если бы разгром гетов кварианцами был бы возможен, это сделало бы Mass Effect слишком неполиткорректным.
О личном канонеУ меня такое редко случается с RPG от Bioware, но, что удивительно, похоже в Mass Effect у меня появился личный канон... С принятыми решениями, выбранным классом, устоявшейся внешностью главгероя и даже, не побоюсь этого слова, OTP! Разве что, мне предстоит еще немного подредактировать решения, прежде чем они примут форму желаемого развития сюжета, но в остальном все признаки личного канона, что называется, на лицо. Собственно, Шепард у меня один - немного подредактированный, но, в целом, тот же самый, через которого я делал первые шаги в мир Mass Effect. Я хотел в дальнейшем сделать инженера, специалиста по непрямому контролю поля боя, но, не смотря на все удобства подобного стиля игры, я,к своему стыду, так и не сумел отказаться от первого попсового биотика-штурмовика. Хотя, конечно, в шутерах, как правило, именно штурмовик - наиболее подходящее описание моего метода игры, в отличие от ролевых игр, где меня привлекают специалисты по "непрямому контролю". В шутерах я почти всегда - приверженец либо штурма, либо подавляющей огневой мощи (и явный противник снайперской "гонки за фрагами", кстати говоря). Но об этом позже... Меня гораздо больше смутил тот факт, что я был вынужден отказаться от уже запущенного прохождения потому... что мне крайне не нравилось лицо нового созданного Шепарда. Это чуть ли не первый раз, когда я привязываюсь к одному ранее созданному лицу персонажа и не могу от него отказаться! Даже каноничный "дефолтный" Шепард после этого кажется неуместным, что весьма странно. Уж не знаю, каким подсознанием мне был навеян созданный мной облик Шепарда, напоминающий нечто среднее между Цао Цао из Dynasty Warriors и, кхм, моим отцом, но это лицо теперь упорно ассоциируется у меня с моим личным каноном. И всеми любимый штурмовик, к тому же. До чего докатился...
О попсовой ксенофилииВпрочем, как я уже сказал, есть в моем лично каноне кое-что пострашнее привязанности к биотически-боевому классу (с моей-то нелюбовью к "грубой магии"!) и одному единственному лицу Шепарда: судя по всему, самый настоящий One True Pairing - причем, с участием главного героя. Мало того, что он совершенно ксенофильский, так еще и поддерживается большей частью фэндома - с каких это пор я поддерживаю всеобщих любимцев? Я, конечно же, веду речь о паре Шепард/Тали'Зора вас Нормандия. Мне, конечно, полюбились квариане в целом - не хочу проявлять чрезмерный предрассудки, но лично мне кажется совершенно несправедливой попытка прозвать квариан "космическими цыганами", поскольку имеется ряд ключевых отличий, исключающих цыган как прообраз данной вымышленной расы. Да и вообще, поиски прообраза - занятие, в большинстве случаев, неблагодарное... Так или иначе, пока что квариане - пожалуй, самая любимая мной раса нелюдей из вселенной Mass Effect. Тали, дополнительно ко всему, содержит в себе множество пасхалок, отсылающих к Baldur's Gate - в основном цитируя Аэри и Минска. Некоторые подмечают также ее общее сходство с Аэри, но, даже если оно и есть, то, на мой взгляд, достаточно слабое - уж точно не на уровне Огрена-Коргана. И в целом Тали - очень приятный, как мне кажется, персонаж: в достаточной мере сочетающая как веру в лучшие качества окружающих, так и долю здорового прагматизма. А еще она прыгает - очень мило и забавно... То есть, когда Кайден потирает виски, борясь с очередным приступом мигрени, а Рекс разминается перед очередной потасовкой, Тали тихонько подпрыгивает на носочках - расовая привычка, обусловленная строением ног, видимо. В общем, крайне милый персонаж, которую, надо признать, любят практически все, но...
Она не просто инопланетянка, она - инопланетянка, никогда не снимающая скафандра! Нет, конечно, судя по всему, в кварианцах очень много гуманоидных черт (не считая строения ног), а скафандры, очевидно, включают в себя полное обеспечение личной гигиены и элементарного ухода за телом (а также, костюмы взрослых оборудованы устройствами для... кхм, нервной стимуляции, как нам доведется случайно подслушать), но тем не менее! Как бы это замечание ни было пошло, но очень уж странно выглядят отношения, когда к каждому акту интимной близости требуется готовиться как к выходу в открытый космос. При том, что Тали прямо заявляет: она готова предварительно принимать солидный объем антибиотиков и чего-нибудь имуноукрепляющего, а после, в лучшем случае, неделю ходить с температурой и сильным кашлем, лишь бы... Не удивлюсь, если после подобных заявлений Шепард был в шаге от того, чтобы, в добавок ко всему вышеперечисленному, попросить профессора Мордина подержать свечку - на всякий случай. Правда, в защиту идеи стоит сказать, что, теоретически, такова личная жизнь всех квариан - даже тех, кто в ксенофильских связях не замешан. И не смотря на все это - сия пара имеет все шансы стать для меня OTP. Хотя, может быть, все лишь ограничится просто большой симпатией к Тали...
О ксенофобииРаз уж мы заговорили о ксенофилии и о моей любимой нечеловеческой расе мира Mass Effect, то, пожалуй, стоит упомянуть и о самой нелюбимой мной расе данного мира. Может быть это кого-то и удивит, однако же наиболее стойкую неприязнь у меня вызывают азари. Причем, в рамках вселенной фандома, я считаю их не просто неприятными, но также одними из наиболее опасных существ в галактике. Да, конечно, это не Жнецы, имеющие целью попросту уничтожить все живое, не "облегченные тираниды" Коллекционеры, не синтетические геты и не "чужие" рахни, но азари - это случай угрозы непрямой, не столь явной как вышеперечисленные. Просто раса, способная размножаться от любой особи вне зависимости от половой или расовой принадлежности, чья религия и кульутра прямо предписывают всеобщую "глобализацию" - это же идеальные специалисты по ассимиляции других народов и культур. Ввиду долгой жизни они практичесик гарантированно привязывают к себе выбранного партнера на весь срок жизни последнего, фактически "вырывая" его генотип из генофонда его собственной расы. И, судя по всему, азари особенно привлекают наиболее выдающиеся представители других рас. Шепард, может быть, и единичный случай ксенофилии, но среди азари генетическое обворовывание "братьев по разуму" возведено в норму и, даже более того, поощряется. Очень забавный и в то же время немного жутковатый разговор на эту тему можно услышать в одном из баров:
"Саларианец, наблюдая за стриптизершей: Ладно, я понимаю, почему наша раса находит азари привлекательными... Но почему на них так падки люди?
Человек: Ну, наверное потому, что они очень сильно напоминают человеческих женщин.
С: Да ты что?! Чем именно? Они же выглядят в точности как саларианки, только синие!
Турианец: Вы о чем вообще, оба? Азари же - вылитые турианки! Вон, даже гребень имеется!
С:...
Ч:...
Т:...
Ч: Мне одному пришла в голову мысль, что азари как-то воздействуют нам на мозги, чтобы казаться похожими на женщин наших рас?
Т: Даже думать об этом не хочу! Не порть мое представление об азари! Знаешь как мало на этой планете симпатичных турианок?"
Вот так вот. В общем, жуткий народ - эти азари. Быть может, самая опасная раса в галактике, после Жнецов. Разве что Самаре удалось склонить мое отношение к ней, как к персонажу, с негативного на нейтральное - исключительно благодаря своей, так сказать, ярковыраженной lawfull-ности.
О том, что выстреливает в третьем акте и раньшеСтоит, наверное, также поговорить об оружии, любимом и не очень, раз уж я затронул тему персонального канона, опять-таки. В общем-то, когда я взялся за освоение аркадных шутеров - что произошло сравнительно недавно, должен признать, - достаточно быстро стало понятно, какие виды оружия наиболее соответствуют предпочитаемым мною стилям игры. В большинстве случаев, лидирующую позицию занимал дробовик, и Mass Effect в этом плане не стал исключением. Особенно это касается второй части - а все дело в появившемся у штурмовика навыке "биотического рывка", представлявшего собой, по-сути, своеобразную телепортацию. Штурмовик, вооруженный дробовиком и данным навыком, способен изображать из себя этакого Найткроулера - исчезая с того места, куда только что стрелял противник, он образуется у него перед носом, нейтрализует врага (можно, при желании, и голыми руками, но заряд "дроби" в лицо - надежнее), после чего вновь исчезает дабы появиться уже перед его товарищем. Определенно увлекательно, и, при этом, не так уж много шутеров, где подобное можно реализовывать.
Ну а в тех случаях, когда, по каким-то неясным причинам, ничего дельного с дробовиком осуществить у меня не получается - как это, увы, было с моим участием в "Battlefield: Bad Company 2", я обычно беру на себя роль "поддержки подавляющим огнем". Лично я не в восторге от своей меткости в подобных шутерах, посему я честно отказываюсь от попыток изображать из себя снайпера и приношу урон, вместе с точностью, в жертву одному единственному параметру: скорострельности. Оптимальный вариант, в таких случаях - пулемет. Задача, в данном случае, не столько изничтожить противника, сколько максимально осложнить ему жизнь постоянно ведущимся по нему огнем. Личный счет, таким образом, впечатлять явно не будет, а вот пользу команде принести вполне можно - что, на мой взгляд, важнее количества "фрагов". По этой, кстати, причине у меня выработалась стойкая непризнь к снайперам и снайперским винтовкам, что отражается и на Mass Effect. Слишком уж часто довелось наблюдать, как снайперы, окрыленные концепцией "один выстрел - один труп", полностью забывали о цели миссии и благополучии команды, увлекшись пополнением личного счетчика убийств. В Mass Effect ситуация, конечно, совершенно иная - никаких особо сложных задач перед командой не стоит, - но легкая неприязнь к снайперским винтовкам осталась, равно как и теплое отношение к пулеметам. Увы, пулемет в игре всего один, именуется он "Призрак" и доступен лишь солдатам - быть может когда-нибудь, только лишь ради этого оружия, я попробую пройти игру данным классом, развивая Шепарда именно в направлении "подавляющего огня" (хотя, сомневаюсь, чтобы в реалиях ME такая тактика была бы особо эффективна).
Ну и последнее оружие, о котором хотелось бы непременно упомянуть, относится к разряду тяжелых. Да, безусловно, одним из самых эффективных в этом плане является универсальный и удобный излучатель частиц коллекционеров, ласково прозванный "лучем смерти", однако же мои личные симпатии были завоеваны совсем другим агрегатом, который, на самом деле, не слишком полезен в большинстве случаев. М-920 "Каин", в простонародье именуемый "ядерной пушкой". Когда я впервые прочитал описание данного оружия, некое внезапно возросшее любопытство побудило меня как можно скорее вооружить сим прибором Шепарда и проверить его в действии. Именно благодаря тому, что произошло, после того, как профессор Мордин "в своей комнате потайной сочинил гиперболойд" (с)Пикник, и обеспечило мою симпатию к "Каину" - ибо итоговая сцена получилась очень... кхм, "живая" и запоминающаяся. Больше всего она напоминает отрывок из произведения "Защитники отечества" авторства Призрака (не который глава Цербера, а который - автор, публикующий свои рассказы в журнале ЛКИ, первоисточник: lki.ru/text.php?id=644):
"— Здравствуйте, дорогие читатели! — проворковала Мелисса. — Мы ведем свой репортаж непосредственно с поля боя. Как вы помните, мы собирались рассказать вам немного о ведении научных разработок, но наш заведующий научной секцией здраво рассудил, что, быть может, теоретическая лекция будет суховатой и скучной для любителей динамичных вирт-игр...
Мелисса бросила ехидный взгляд в сторону Ксенобайта, улыбка которого все больше и больше напоминала оскал акулы, пытающейся перегрызть трансатлантический кабель.
— Так что вместо занудной лекции мы решили показать вам, как выглядит наука на практике! Профессор Ксенобайт — вам слово.
Взгляд Ксенобайта, кажется, оставлял за собой обугленные полосы. Скрипнув зубами, он проговорил:
— Ну... Чего там. В общем, свинтили мы тут с ребятами одну дуру, сейчас глянем, как она работает... Если работает нормально, мы потом постараемся разобраться, как она работает.
Программист бросил мстительный взгляд в сторону Мелиссы, которая из-за плеча Внучки как раз цитировала семафорной азбукой избранные места из «Молота ведьм», объясняя, что именно сделает с Ксенобайтом, как только он выйдет из кадра. Ухмыльнувшись, программист сдернул брезент с какой-то конструкции.
Штука выглядела устрашающе. Отдаленно она напоминала старинный фотоаппарат с огромным объективом из керамической водопроводной трубы. На лице Ксенобайта отразилась нежность. Перекинув ремень аппарата через шею, он с заметным трудом приподнял его и плотоядно оглянулся.
— Конечно, это пока просто прототип, мы еще поработаем над эргономикой, — задумчиво пробормотал он. — Ручку сбоку приварим, например... Так... Бабайота!
— Я!
— Ну-ка, достань нам какого-нибудь шайтана для вивисекции.
Бот, внимательно оглядевшись по сторонам, махнул рукой. Через пару минут вся компания стояла перед потрепанной летающей тарелкой.
— А, то, что нужно! — просиял Ксенобайт. — Знаю я этих гадов, до последнего кто-то в тарелке прячется... Ну, сейчас мы...
— Ксен, ты с этой дурой там в коридоре не развернешься, — с беспокойством заметил Махмуд.
— А мне и не надо... Сейчас глянем...
Лежащая на брюхе тарелка напоминала здоровенную восьмерку. Тестеры прекрасно знали этот тип кораблей, так что программист уверенно направился к одному из входов. Установив напротив металлической двери небольшой штатив, он пристроил на него свое творение, точно стрелец времен Ивана Грозного пищаль.
— Мы пока другой выход покараулим, — перемигнувшись с Мак-Мэдом, заявил Махмуд.
Ксенобайт махнул рукой, оба ходока, с тревогой поглядывая на устройство, резво отбежали на солидное расстояние.
— Э-э-э, — натянуто улыбаясь в камеру, произнесла Мелисса. — Профессор, а позвольте вопрос по теоретической части?
— Валяй.
— А оно не долбанет?!
— Еще как долбанет, его ж для этого и делали...
— Нет, я имею в виду, прямо тут.
— Прямо тут? Не должно.
— Может, нам лучше отойти?
— Не-не, оттуда плохо видно будет... Все готовы?! Пресса готова?! Эй, инопланетяне! Улыбайтесь, вас снимают скрытой камерой!
Прежде чем Мелисса успела еще что-то сказать, Ксенобайт со скрежетом потянул на себя какой-то штырь, торчащий из трубы. Устройство взвыло и начало мелко трястись. Мелисса зажмурилась... Но больше ничего не произошло.
Мелисса осторожно приоткрыла один глаз. Потом другой. На ее лице появилось весьма мрачное выражение.
— Але, доцент, — ледяным тоном прошипела она, — это что, все? Я-то думала...
— А теперь, — неожиданно проговорил Ксенобайт, — поехали!
С этими словами программист решительно провернул вниз оттянутый стержень. Аппарат содрогнулся, замер, внутри него что-то негромко булькнуло. Секунду стояла звенящая тишина, потом из трубы с ревом ударил поток раскаленной плазмы. Начисто снеся люк и солидный участок обшивки вокруг него, поток скрылся где-то в тарелке. В двух местах, как раз над двигателями, ее крыша вспучилась, второй люк сорвало с петель, из него ударила ревущая струя пламени.
Мелисса так и осталась стоять с разинутым ртом. Махмуд с Мак-Мэдом, выглянув из-за дерева, в которое вонзился вышибленный из тарелки люк, синхронно стянули каски и провели рукавами по лбам.
— Круто! — в полном восторге завопила Внучка, опуская камеру. — Ксен, шарахни еще раз.
— Не надо! — замахала руками Мелисса. — Ксен, дубина, там же... Там же двигательные установки были... Топливо... Навигационная система...
Махмуд тем временем осторожно заглянул в остывающую тарелку. Пробормотав что-то вроде «У-у, как все запущено», он скрылся где-то в ее недрах. Через пять минут он появился, неся в руке обугленный череп мутона:
— Бедный Йорик... Это все, что осталось. Мелисса, держи, продашь как череп снежного человека... Ксен, из чего ты эту хрень смастерил?! Внутри даже перекрытия посносило. Над двигательными отсеками — дыры в потолке.
— Убытки, убытки какие! — горестно застонала Мелисса. — Ксен, ты маньяк!
— Наука — страшная сила, — зловеще усмехнулся Ксенобайт".
О суицидеКогда я прошел финальное "самоубийственное задание", у меня остались неоднозначные впечатление. Как ни странно, причиной тому был тот факт, что... все выжили. Я, конечно, перестраховщик в общем и целом, и мне приятно было получить достижение за сохранение экипажа в живых, но только вот... Это, как мне кажется, как раз не в духе космооперы. В такие моменты, по законам жанра, кто-нибудь обязательно умирает: обычно это либо самый мрачный и пафосный фаталист в команде (то бишь, Тейн Криос), либо самый "комичный" член команды (то бишь профессор Мордин). У меня было стойкое ощущение, что по законам жанра, как минимум эти двое должны были умереть (вероятно прихватив с собой Гарруса или Джейкоба). Потери в таких сценах минимальны, но они практически всегда есть: вспомнить ту же "Миссию серенити" по мотивам "Светлячка", где команда потеряла пилота и священника. Ну и потом, многие члены команды в тот момент искренне настроились на то, что летят умирать... В общем и целом, я, конечно, привязался к персонажам, и не хотелось бы никого из них терять, но у меня стойкое чувство: хотя бы раз "в эту историю стоит добавить немного трагизма, а то она получается совсем уж постной" (с) D.Gray-man, Роад Камелот. Говорят, кстати, у профессора очень хорошее предсмертное высказывание. Пока что я в раздумьях, честно говоря - я разобрался, как работает суицаидальная миссия и, быть может, я-таки разыграю эту сцену по такому сценарию, который был бы наиболее уместен в рамках жанра. Но я пока не уверен, хочется мне это делать или нет.
@темы: Отзыв, ППЦ, BioWare сотоварищи, Времяпрепровождение, Бредогенератор, Mass Effect, we are all doomed, Шпилево