Failure IS an option
Вчера мне довелось выкроить время и пройти до конца сюжетную кампанию в последней, из приобретенных мной на данных момент компьютерных игр - Transformers: War for Cybertron, благо указанная кампания определенно не занимает много времени ввиду своей непродолжительности. Вообще-то, с этой игрой лично у меня вышла довольно-таки странная история... Я никогда не относился к фанатам трансформеров так называемого "Первого Поколения" (Мегатрон, Оптимус Праим, Старскрим и прочая честная компания), хотя в детстве охотно смотрел мультсериалы, посвященные другим поколениям (главным образом - японский сериал Victory) и, в общем-то, был преисполнен на этот счет положительных эмоций. И вот однажды, я наткнулся на превью новой игры по трансформерам, на сей раз никак не связанной с киноверсией. авторы торжественно клялись сделать-таки наконец качественное современное игровое воплощение саги о трансформерах, в котором залогом успеха станут два элемента: драматичный сюжет кампании, полностью посвященный предыстории Первого Поколения, то бишь началу войны автоботов и десептиконов на их родной планете; и качественный, неимоверно увлекательный сетевой шутер в духе Call of Duty и небезызвестного мне Battlefield'а. Что ж, должен подметить, что первое заявление вызвало у меня немалый скептицизм с самого начала: все-таки, речь идет о фэндоме, выросшем из оригинальных детских игрушек, заранее поделенных на совсем хороших автоботов и совсем плохих десептиконов - о каком драматизме может идти речь, если за основу взято нечто столь примитивное? Самое главное, что ведь, если подумать, ничего иного от детских игрушек не ожидалось и, наверное, не требовалось - историю приправили огромной порцией пафоса и она стала совершенно удобоваримой. С другой стороны, в то время, когда я впервые услышал новости о готовящемся втором фильме по трансформерам, с сюжетом, продолжающим события первого фильма, первой же моей мыслью было: "да что там еще можно продолжать? Если уж им так хотелось сделать еще один фильм, лучше бы уж сделали приквел о том, как Мегатрон всем не давал житья на родной планете. Заодно бы избавились от самого слабого, несуразного, неприятного и бессмысленного звена во всем первом фильме - людей". И вот, некая группа разработчиков взялась сделать именно то, что, как мне казалось, следовало сделать уже давно... Разумеется, от такого забавного совпадения во мне пробудилось некое любопытство. Я не был уверен, что мне очень уж хочется покупать эту игру, особенно если учесть, что отзывы на момент ее вхыода были крайне противоречивы: фактически, игровая аудитория разбилась на два лагеря, один из которых игру дружно восхвалял, другой же раскритиковывал шпилево в пух и прах. Фанатом фэндома я не был, однако же вскоре я, каким-то образом, обнаружил у себя твердое намерение купить эту игру - я утешил себя мыслью, что, в крайнем случае, у меня всегда будет простой, качественный сетевой шутер, ибо мультиплеерную составляющую не ругал никто...
Итак, в начале мне пришлось некоторое время переучиваться, борясь с выработанными в Battlefield'е рефлексами и привычками, хотя аналогий с привычной мне механикой я также нашел предостаточно. В итоге, достаточно скоро я вполне свободно распоряжался управлением, в том числе и "фирменной" возможностью трансформироваться (правда, все-таки, иногда я путал кнопки броска гранаты и трансформации... если учесть, что один из видов гранат тут выполняет функцию бэттлфилдовских "аптечек", подобная ошибка зачастую оказывалась фатальной). Как результат, в перерывах между возней с новоприбывшей мебелью, я благополучно прешел и первую половину кампании, повествующую о жестоких завоеваниях десептиконов, и вторую ее половину, где игроку вверяется бригада автоботов для отвоевывания всего, что он же и завоевал в первой половине сюжета. Что я могу сказать... Если постараться выразить свои впечатления кратко, то, не смотря на все разочаровывающие мелочи игрового процесса, игра была увлекательная - но закончилась она до обидного быстро. Хоть перепроходи все занового, что я делаю не так уж и часто... Многие игроки жаловались на однообразие игрового процесса, однако же я такового не обнаружил: доля разнообразия в игре несомненно присутствует, хоть и в количествах весьма умеренных, но, на мой субъективный взгляд, вполне достаточных. Как и положено в подобных шутерах, игровой процесс чередуется занятиями разного хараткера и степени динамичности: перестрелками с вражескими снайперами и охотой за "бойцами-невидимками" в сети темных туннелей, зачисткой комнаты от рядовых солдат и борьбой со всевозможными громилами, изничтожением вражеской авиации и попытками прождержаться на оборонительной позиции против превосходящих сил противника, скоростными заездами по кибертронским трассами в форме автомобиля и увлекательными полетами в форме истребителя. На мой взгляд, набор не настолько уж богатый, но для столь непродолжительной игры - абсолютно достаточный. В общем-то, игровой процесс отдает примитивизмом, но, все же, вполне себе неплох. И почему-то, порой он, ИХМО, необычайно увлекает...
Немного расстраивает то, что выбор персонажа для прохояждения миссии не играет практически никакой роли. Хотя, казалось бы, база для разнообразия была создана неплохая: трансформеры отличаются друг от друга стартовым набором вооружения, принадлежностью к одному из четырех классов, альтернативной формой (конечно же, никаких земных машин и самолетов - исключительно кибертронская техника) и набором из двух спецспособностей. Однако же, оружие в процессе игры можно и нужно менять на трофейное, классы отличаются друг от друга преимущественно тем, что некоторые спецспособности встречаюстя только у некоторых представителей конкретных классов, а собственно способности все носят настолько ситуационный характер, что про них практически забываешь (хотя, в паре - именно в паре - ситуаций они могут здорово выручить). Альтернативные формы тоже несколько разочаровывают - различия между автомобилем, броневиком и танком заключаются в прочности, скорости и типе вооружения, и, как я подозреваю, явным лидером здесь станут вооруженные пулеметами проворные "легковушки", так как ракеты броневика, в отличие от таковых из стандартного ракетомета, лишены своего самого полезного свойства - способности преследовать цель, - а орудия танка не отличаются особой меткостью. При этом, даже танк на форсаже сможет развить достаточную скорость, дабы выполнить большинство игровых задач... В общем, особого различия между этими вариантами я не вижу. Отдельно, правда, стоят самолеты - вверяют их каждой из сторон только на одну миссию, но впечатлений остается масса. Не трудно понять, почему некоторые трансформеры-самолеты несколько снисходительно смотрят на своих нелетающих собратьев - самолет может делать все то же самое, что и любой наземный транспорт, в дополнение к своим воздушным маневрам и бесконечному боезапасу двух типов орудий, одно из которых - самонаводящиеся ракеты. На мой взгляд - дисбаланс просто-таки на лицо... Также выделяются из общей массы товарищи Мегатрон и Оптимус Праим - во-первых, в кампании они являются единственными представителями своего класса ("лидер"), что дает им уникальные наборы умений, а во-вторых они вооружены уникальными видами оружия, получить которое невозможно никаким иным способом, кроме как выбрав их в качестве своих персонажей. Правда, за всю кампанию, лично я их ни разу не выбирал - мне, все-таки, кажется, что не командирское это дело - взваливать на себя всю черную работу, не доверяя компьютерным помощникам (да и к тому же, когда по сюжету командиры говорят тебе, что именно нужно сделать, а потом сами же это и делают - это, как мне кажется, смотрится несколько неуклюже с точки зрения атмосферы). Кстати о помощниках - когда ими управляет компьютер, они действительно очень помогают... главным образом тем, что совершенно неубиваемы. Они могут быть раздавлены дробилками или же расплавлены сгустками плазмы, но через секунду они вновь будут стоять рядом с тобой, дабы снова ринуться в очередную самоубийственную атаку. Даже искуственного интеллекта в них, ИМХО, по минимуму, и доверять им что-либо категорически не рекомендуется - а когда противник вместо битвы с тобой отвлекается на этих бессмертных болванчиков, поневоле чувствуешь себя читером. Говорят, все кардинально меняется, если проходить кампанию в совместном режиме командой из трех игроков - тут гибель даже одного бойца приведет к проигрышу. Увы, по причинам, которые я назову в конце своего отзыва, проверить это утверждение мне вряд ли доведется.
Что касается сюжета, то тут никакого разочарования нет: ибо наличествует именно то, что и ожидалось лично с моей стороны - пафос, простота, некоторая несерьезность. И, в общем-то, все это прекрасно вписывается во вселенную трансформеров. Разве что, из всего, что я узнал про Первое Поколение, Мегатрона я ожидал увидеть неким "маккиавелевским государем" трансформеров, а в итоге его решения хоть и, теоретически, продиктованы ярым чувством патриотизма, все-таки принесли его планете исключительно негативные последствия. Как, в общем-то, и ожидалось от фэндома, где имеется четкое деление на "добрых и злых"... и все-таки я надеялся на хоть какую-то попытку внести неоднозначность в этот конфликт. В любом случае, я все равно больше симпатизирую делу десептиконов, ибо, во-первых, они почти всегда проигрывают, а так уж получилось, что я почему-то все время стремлюсь поддерживать менее популярную сторону конфликта; во-вторых, без такого абсолютного зла автоботы не будет столь неестественно правильными, стало быть зло надо защищать и оберегать; ну и, наконец, в-третьих, я очень люблю фиолетовый цвет, а к красному отношусь достаточно прохладно. Что, кстати, забавно, так это то, что при игре за десептиконов нет особого ощущения, что игрок сражается за неправое дело... обычно, нам совершенно не до размышлений подобного рода - бойцы десептиконов старательно пытаются выжить, борясь (или, порой, попросту спасаясь бегством) с перекаченными супербойцами или же бесконечными волнами пушечного мяса (или пушечного металла?), которых насылают на них добрый автоботы. Кстати, тактика у противостоящих нам "добрых" сил в "злой" кампании определенно гуманизмом не отдает - как я уже сказал, посылать тучи рядовых бойцов в самоубийственные атаки для них является нормой. Предводитель автоботов, предшествующий Оптимусу Праиму, вообще смахивает на типичнейшего злодея заявлениями в духе "А теперь узрите всю мою мощь, жалкие десептиконишки... и умрите! Буваха-ха-ха!" (смех с его стороны реально присутствует, я почти не утрирую...). Так что, создается впечателние, что за время этой гражданской войны, все гнусные, жестокие, подлые и озлобленные автоботы либо переметнулись к десептиконам, либо были этими же десептиконами убиты. И вот уже к началу автоботской кампании под нашим началом оказывается команда прошедших санитарную обработку героев - исключительно добрых, честных и благородных. Вот такие тут злые "санитары Кибертрона"...
Многих, кстати, радуют диалоги между героями и вообще представленные в игре характеры. Должен сказать, что персонажи, на мой взгляд, действительно получились достаточно яркими, запоминающимися и органично вписывающимися в общую картину. Скриптовых сценок достаточно много и они не только придают образам персонажей некоторый калорит, но и зачастую активно влияют на игровой процесс. В этом плане, переплетение получается, ИМХО, также довольно-таки органично. В самом деле подобные моменты обычно оживаляют действие:
Парочка примеров
Ну и напоследок о самом главном... о мультиплеере. Том самом мультиплеере, который, если верить многочисленным отзывам, колоссально меняет впечатления от игры в заметно лучшую сторону. О том самом мультиплеере, в который мне, судя по всему, вряд ли доведется сыграть когда-либо. А все потому, что и у меня, и у доброй половины купивших игру возможность подсоеденить ее к общей сети отсутствует. Так уж сложилось, что сетевой код игры вышел совершенно неприспособленным к огромному количеству самых разных мелких трудностей, возникающих на половине современных машин и у половины современных интернет-провайдеров. Какого-либо решения данной проблемы в ближайшее время, похоже, не предвидется. А это значит, что, если мне не повезет случайно обнаружить лично мой источник затруднений (которым может быть практически все, что угодно) или же найти какой-то обходной путь, то насладиться мультиплеером мне не суждено. Что ж, по крайней мере, для этих целей у меня есть Бэттлфилд... и все-таки, жаль. Игра, безусловно, вышла хорошая, но разработчики обещали очень уж многого. И хотя к большей части их обещаний я относился скептически, все-таки у меня были надежды, которые данная игра не оправдала. Самое необычно заключается в том, что шпилить в нее хочется до сих пор, но уже практически не во что... Вот такой вот странный образчик игростроя.
P.S.
Итак, в начале мне пришлось некоторое время переучиваться, борясь с выработанными в Battlefield'е рефлексами и привычками, хотя аналогий с привычной мне механикой я также нашел предостаточно. В итоге, достаточно скоро я вполне свободно распоряжался управлением, в том числе и "фирменной" возможностью трансформироваться (правда, все-таки, иногда я путал кнопки броска гранаты и трансформации... если учесть, что один из видов гранат тут выполняет функцию бэттлфилдовских "аптечек", подобная ошибка зачастую оказывалась фатальной). Как результат, в перерывах между возней с новоприбывшей мебелью, я благополучно прешел и первую половину кампании, повествующую о жестоких завоеваниях десептиконов, и вторую ее половину, где игроку вверяется бригада автоботов для отвоевывания всего, что он же и завоевал в первой половине сюжета. Что я могу сказать... Если постараться выразить свои впечатления кратко, то, не смотря на все разочаровывающие мелочи игрового процесса, игра была увлекательная - но закончилась она до обидного быстро. Хоть перепроходи все занового, что я делаю не так уж и часто... Многие игроки жаловались на однообразие игрового процесса, однако же я такового не обнаружил: доля разнообразия в игре несомненно присутствует, хоть и в количествах весьма умеренных, но, на мой субъективный взгляд, вполне достаточных. Как и положено в подобных шутерах, игровой процесс чередуется занятиями разного хараткера и степени динамичности: перестрелками с вражескими снайперами и охотой за "бойцами-невидимками" в сети темных туннелей, зачисткой комнаты от рядовых солдат и борьбой со всевозможными громилами, изничтожением вражеской авиации и попытками прождержаться на оборонительной позиции против превосходящих сил противника, скоростными заездами по кибертронским трассами в форме автомобиля и увлекательными полетами в форме истребителя. На мой взгляд, набор не настолько уж богатый, но для столь непродолжительной игры - абсолютно достаточный. В общем-то, игровой процесс отдает примитивизмом, но, все же, вполне себе неплох. И почему-то, порой он, ИХМО, необычайно увлекает...
Немного расстраивает то, что выбор персонажа для прохояждения миссии не играет практически никакой роли. Хотя, казалось бы, база для разнообразия была создана неплохая: трансформеры отличаются друг от друга стартовым набором вооружения, принадлежностью к одному из четырех классов, альтернативной формой (конечно же, никаких земных машин и самолетов - исключительно кибертронская техника) и набором из двух спецспособностей. Однако же, оружие в процессе игры можно и нужно менять на трофейное, классы отличаются друг от друга преимущественно тем, что некоторые спецспособности встречаюстя только у некоторых представителей конкретных классов, а собственно способности все носят настолько ситуационный характер, что про них практически забываешь (хотя, в паре - именно в паре - ситуаций они могут здорово выручить). Альтернативные формы тоже несколько разочаровывают - различия между автомобилем, броневиком и танком заключаются в прочности, скорости и типе вооружения, и, как я подозреваю, явным лидером здесь станут вооруженные пулеметами проворные "легковушки", так как ракеты броневика, в отличие от таковых из стандартного ракетомета, лишены своего самого полезного свойства - способности преследовать цель, - а орудия танка не отличаются особой меткостью. При этом, даже танк на форсаже сможет развить достаточную скорость, дабы выполнить большинство игровых задач... В общем, особого различия между этими вариантами я не вижу. Отдельно, правда, стоят самолеты - вверяют их каждой из сторон только на одну миссию, но впечатлений остается масса. Не трудно понять, почему некоторые трансформеры-самолеты несколько снисходительно смотрят на своих нелетающих собратьев - самолет может делать все то же самое, что и любой наземный транспорт, в дополнение к своим воздушным маневрам и бесконечному боезапасу двух типов орудий, одно из которых - самонаводящиеся ракеты. На мой взгляд - дисбаланс просто-таки на лицо... Также выделяются из общей массы товарищи Мегатрон и Оптимус Праим - во-первых, в кампании они являются единственными представителями своего класса ("лидер"), что дает им уникальные наборы умений, а во-вторых они вооружены уникальными видами оружия, получить которое невозможно никаким иным способом, кроме как выбрав их в качестве своих персонажей. Правда, за всю кампанию, лично я их ни разу не выбирал - мне, все-таки, кажется, что не командирское это дело - взваливать на себя всю черную работу, не доверяя компьютерным помощникам (да и к тому же, когда по сюжету командиры говорят тебе, что именно нужно сделать, а потом сами же это и делают - это, как мне кажется, смотрится несколько неуклюже с точки зрения атмосферы). Кстати о помощниках - когда ими управляет компьютер, они действительно очень помогают... главным образом тем, что совершенно неубиваемы. Они могут быть раздавлены дробилками или же расплавлены сгустками плазмы, но через секунду они вновь будут стоять рядом с тобой, дабы снова ринуться в очередную самоубийственную атаку. Даже искуственного интеллекта в них, ИМХО, по минимуму, и доверять им что-либо категорически не рекомендуется - а когда противник вместо битвы с тобой отвлекается на этих бессмертных болванчиков, поневоле чувствуешь себя читером. Говорят, все кардинально меняется, если проходить кампанию в совместном режиме командой из трех игроков - тут гибель даже одного бойца приведет к проигрышу. Увы, по причинам, которые я назову в конце своего отзыва, проверить это утверждение мне вряд ли доведется.
Что касается сюжета, то тут никакого разочарования нет: ибо наличествует именно то, что и ожидалось лично с моей стороны - пафос, простота, некоторая несерьезность. И, в общем-то, все это прекрасно вписывается во вселенную трансформеров. Разве что, из всего, что я узнал про Первое Поколение, Мегатрона я ожидал увидеть неким "маккиавелевским государем" трансформеров, а в итоге его решения хоть и, теоретически, продиктованы ярым чувством патриотизма, все-таки принесли его планете исключительно негативные последствия. Как, в общем-то, и ожидалось от фэндома, где имеется четкое деление на "добрых и злых"... и все-таки я надеялся на хоть какую-то попытку внести неоднозначность в этот конфликт. В любом случае, я все равно больше симпатизирую делу десептиконов, ибо, во-первых, они почти всегда проигрывают, а так уж получилось, что я почему-то все время стремлюсь поддерживать менее популярную сторону конфликта; во-вторых, без такого абсолютного зла автоботы не будет столь неестественно правильными, стало быть зло надо защищать и оберегать; ну и, наконец, в-третьих, я очень люблю фиолетовый цвет, а к красному отношусь достаточно прохладно. Что, кстати, забавно, так это то, что при игре за десептиконов нет особого ощущения, что игрок сражается за неправое дело... обычно, нам совершенно не до размышлений подобного рода - бойцы десептиконов старательно пытаются выжить, борясь (или, порой, попросту спасаясь бегством) с перекаченными супербойцами или же бесконечными волнами пушечного мяса (или пушечного металла?), которых насылают на них добрый автоботы. Кстати, тактика у противостоящих нам "добрых" сил в "злой" кампании определенно гуманизмом не отдает - как я уже сказал, посылать тучи рядовых бойцов в самоубийственные атаки для них является нормой. Предводитель автоботов, предшествующий Оптимусу Праиму, вообще смахивает на типичнейшего злодея заявлениями в духе "А теперь узрите всю мою мощь, жалкие десептиконишки... и умрите! Буваха-ха-ха!" (смех с его стороны реально присутствует, я почти не утрирую...). Так что, создается впечателние, что за время этой гражданской войны, все гнусные, жестокие, подлые и озлобленные автоботы либо переметнулись к десептиконам, либо были этими же десептиконами убиты. И вот уже к началу автоботской кампании под нашим началом оказывается команда прошедших санитарную обработку героев - исключительно добрых, честных и благородных. Вот такие тут злые "санитары Кибертрона"...
Многих, кстати, радуют диалоги между героями и вообще представленные в игре характеры. Должен сказать, что персонажи, на мой взгляд, действительно получились достаточно яркими, запоминающимися и органично вписывающимися в общую картину. Скриптовых сценок достаточно много и они не только придают образам персонажей некоторый калорит, но и зачастую активно влияют на игровой процесс. В этом плане, переплетение получается, ИМХО, также довольно-таки органично. В самом деле подобные моменты обычно оживаляют действие:
Парочка примеров
Ну и напоследок о самом главном... о мультиплеере. Том самом мультиплеере, который, если верить многочисленным отзывам, колоссально меняет впечатления от игры в заметно лучшую сторону. О том самом мультиплеере, в который мне, судя по всему, вряд ли доведется сыграть когда-либо. А все потому, что и у меня, и у доброй половины купивших игру возможность подсоеденить ее к общей сети отсутствует. Так уж сложилось, что сетевой код игры вышел совершенно неприспособленным к огромному количеству самых разных мелких трудностей, возникающих на половине современных машин и у половины современных интернет-провайдеров. Какого-либо решения данной проблемы в ближайшее время, похоже, не предвидется. А это значит, что, если мне не повезет случайно обнаружить лично мой источник затруднений (которым может быть практически все, что угодно) или же найти какой-то обходной путь, то насладиться мультиплеером мне не суждено. Что ж, по крайней мере, для этих целей у меня есть Бэттлфилд... и все-таки, жаль. Игра, безусловно, вышла хорошая, но разработчики обещали очень уж многого. И хотя к большей части их обещаний я относился скептически, все-таки у меня были надежды, которые данная игра не оправдала. Самое необычно заключается в том, что шпилить в нее хочется до сих пор, но уже практически не во что... Вот такой вот странный образчик игростроя.
P.S.