Вчера увидел баннер с рекламой фильма "Люди Икс: Россомаха". Промелькнула мысль, что я, скорее всего, постараюсь на него сходить - и это не смотря на мое, в общем-то, весьма критичное отношение к такому явлению янковской культуры, как комиксы. Почему же тогда я хотел бы сходить на сей фильм? Возможно, причина в том, что "Люди на букву Ха" - одна из двух комиксовых эпопей (вторая - Бэтмен), к которой я до сих пор отношусь достаточно терпимо, если не сказать - положительно. Не смотря на то, что канон, как я выяснил, сейчас представляет из себя какую-то извращенную мыльную оперу, а третий фильм про "не таких как все" показался мне во многом совершенно убогим. Ну и к тому же - в предыдущих фильмах образ Россомахи (aka Логан, aka Гога) получился во многом по-звериному харизматичным. Думаю, отчасти это заслуга актера, отчасти - создателей каноничного персонажа, поскольку герой хоть и достаточно типичен, но, по крайней мере, не такой тошнотворно пафосный и правильный, как это принято обычно.
Вообще, к своему величайшему стыду, когда-то в детстве я был о комиксовых вселенных совершенно другого, гораздо более положительного мнения, потому посвятил довольно немлое количество времени чтению статей в Википедии - теперь я разбираюсь в этом вопросе достаточно нелохо, как мне кажется. Предметом для гордости это никоим образом являтся не может, ИМХО, но, все-таки, хорошо было бы найти для крепко усвоенной информации какое-нибудь применение... Поэтому, в силу упомянутого в начале этой записи события, я решил пройтись краткими обзорами по наиболее известным носителям непотребных разноцветных трико и сопутствующим им вселенным.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: в силу регулярно возвращающейся боли, настроение у меня крайне быстропортящееся, поэтому манера изложения материала может несколько отличаться от присущей мне как правило. Иными словами, не исключено, что в данных обзорах я буду не стеснятся использовать МАТ, НЕСМЕШНОЕ ЕХИДСТВО, ГРУБУЮ МАЛООБОСНОВАНУЮ КРИТИКУ и т.п. Прошу иметь это ввиду, прежде чем приступать к чтению дальнейшего материала.
УберменИтак, "Данон классический" - Супермен. Он стал чуть ли не эталоном правдоборца, наделенного сверхспособностями. Во многом именно он позволил компании DC удержаться на плаву, имея под боком таких агрессивных и плодовитых соседей, как Marvell. Он догадался в добавок к своим синим штанам в облипочку надеть еще и трусы - пусть даже поверх штанов. Кого-то его "образцовость" доводит до тошноты. Кто-то считает его недалеким качком с квадратным подбородком. Кому-то он кажется скучным. Кто-то, как я, считает, что все вышеперечисленное - совершеннейшая правда. Но все-таки он, гад такой, живая классика! Он быстрый, как пуля, мощный, как локомотив, и он мог бы перепругнуть через небезызвестные башни-близнецы, будь те до сих пор целы.
БетментВторой спасительный якорь компании DC по последним данным разведки - Бэтмен. Готичный, серьезный, мрачный и суровый - темная сторона супергеройской борьбы за разумное, доброе и вечное. Собственно, его так зачастую и называют - Темный Рыцарь. Пожалуй, это единственный комиксовый образ, который я до сих пор признаю интересным и весьма качественным. Привлекательности добавляет тот факт, что он, в отличие от большинства коллег, читером не является - родился он без лазеров в глазах и никакие чернобольские членистоногие его не кусали (наверное...): он просто обладает железной волей, колоссальным упрямством, тяжелым детством, состоянием олигарха, накаченных упорными тренировками горами мышц, продвинутым арсеналом и знакомыми мастерами боевых искусств. При желании можно в какой-то степени повторить в реальности - если вам не жалко угробить на это всю жизнь и не стыдно при таком серьезном подходе надевать на голову резиновые ушки. Рабочие будни Бэтмена наполнены общением с весьма калоритными (и в подавлающем большинстве своем - свихнувшимися) личностями, отношения с которыми у Темного Рыцаря порой весьма неоднозначные. Богатая коллекция психов, в которую, зачастую, можно вписать и самого главного героя - еще одно приятное дополнение к атмосфере готичных приключений Бэтмена.
Недочеловек-паукИтак, всеми любимый (в самых разных формах проявления любви) Человек-Паук. Он же Спайдермен, он же Пидормен, он же Человек-Пиздюк. Вообще, должен сказать, что до появления полнометражных фильмов об этом персонаже, я к нему относился не так уж и плохо - он был весьма сообразителен (хотя ботаником был всегда), вместо пафосных речей предпочитал отжигать всевозможные шутки, умел нормально общаться с девушками и не лил крокодильи слезы по первому попавшемуся поводу. Кстати, паутину он тоже не выпускал из рук - все-таки, видимо, авторы комиксов решили, что это как-то уж совсем неправильно - настолько издеваться над биологией. Ведь у настоящего паука паутина выходит уж точно не из этого места... Так что они просто заставили своего героя соорудить паутиновый пистолетик, закрепленный на запястье. Вообще, считается, что Паук задумывался как попытка показать супергероев более "близкими к народу" - то есть, совмещающими жизнь "суперскую" с жизнью простых смертных. Поругался с девушкой? Сразу как-то настроение пропало в очередной раз мир спасать... Началась сессия? Что ж, значит, на какое-то время процент успешных ограблений банков в городе возрастет. И так далее, по тому же принципу. Отличие от того же Супермена у бедного членистоногого студента в том, что он-то родился человеком. И, если для Супермена "настоящая" жизнь - та, в которой он летает меж небоскребов, то для Спайдермена - это именно жизнь обычного студента. Вот такая вот была идея... Как и положено, с появлением фильма эту идею было решено раздуть, дабы каждый последний недоумок ее понял и пошел бы смотреть сиквел. Таким образом Паучара был плавненько трансформирован в плаксивое вместилище всех возможных подростковых космплексов, дабы вызвать ярое сочувствие у того слоя населения, что все еще "верит в собственную исключительность и средства от прыщей" (к сожалению, не могу вспомнить, кому принадлежит эта цитата). Получившееся в итоге убожество в реальной жизни вполне встречается, не спорю. Но с тех самых пор мне как-то не очень приятно смотреть на персонажа, ориентированного на подобную публику.
Трое в фантастике, не считая СуществаЕсли Человек-паук - это попытка сделать из супергеройской обезьяны человека, со всем присущими ему недостатками по сравнению с вышеуказанной обезьяной, то Фантастическая Четверка - это, как считается, попытка превратить супергеройствование в обтягивающем трико в семейный бизнес. Семейных ценностей захотелось марвеловцам в свой мир добавить, понимаешь ли... Вот и создали они эту звездную радиоактивную семейку из трех человек, приплюсовав к ним еще и друга семейства, именуемого Нечто (он же Штука, он же Существо, он же Хреновина, он же Хрень, он же The Thing). Поскольку оберегать близких от возмездия несогласных с их деятельностью сверхзлодеев при таком раскладе становится несколько сподручнее, то и надобность в сокрытии личины отпадает - Фантастическая Четверка активно работает на публику и свою повседневную жизнь бесстыже афиширует. Поэтому данная история начинает напоминать какое-то своеобразное реалити-шоу... Что забавно, четверка явно вознамерилась создать супергеройскую династию, поскольку мать семейства по канону вскоре уходит в декретный отпуск с целью породить маленького супергеройчика, а на это время ее подменяет не менее супергеройская жена брата (ну не помню я, как это правильно называется...). Вот так вот...
Железный ДровосекЖил да был олигарх, которому нечем было заняться, который обладал больным сердцем и очумелыми ручками, любил выпить (серьезно - это по канону) и пройтись по прекрасному полу (тем более по канону) и не хотел надевать черный готичный плащ и шлем с резиновыми ушками. Короче говоря, создал он себе по-пьяни силовой доспех космодесантника, назвался Железным Человеком и пошел биться с коммуннистами - в начале с русскими и китайцами, потом уже только с китайцами. Жил он долго и счастливо, пока не пропил все свое состояние в один день. История эта изначально, если верить Википедии, задумывалась как актуальная во времена холодной войны демонстрация борьбы доблестного капитализма с гнусным коммунизмом. Правда, с умением мастерить по-пьяни они, очевидно, что-то напутали, когда распределяли характеристики сторон... Что забавно - Железный Человек тоже не рождался "супером" и не мутировал в него, а просто грамотно применил научный склад ума и растущие из нужного места руки, но, тем не менее, лично у меня он вызывает куда меньше симпатий, чем тот же Бэтмен - ИМХО, чего-то ему не хватает.
Люди на букву "Ха"Ну, про Людей Икс слушали, я думаю, очень многие. Сам я долгое время очень интересовался сим сборищем мутаболов, опять же к своему стыду. Хотя, справедливости ради надо отметить, что история эта не так уж и проста - в основе ее лежит вполне очевдиная, но все равно представляющая интересный простор для творчества, идея о нелегкой судьбе различных меньшинств. Ксенофобия, тенденции в обществе, давние конфликты и способность/неспособность к мирному сосуществованию - все это в той или иной степени (к сожаленю - зачастую в довольно однозначной и примитивной форме) имеется в этой истории. Ведь не чисто же случайно среди героев фигурирует так много калек, нацменьшинств, антисоциальных элементов и гомосексуалистов... Даже еврейский вопрос был поднят в лице злодея/антигероя Эрика Леншерра, известного как Магнито - кстати, во многоим именно этому персонажу Люди Икс обязаны моей изначальной симпатией. Вообще-то, как мне кажется, такие неоднозначный темы для демонстрации в американских комиксах и на большом экране, увы, не подходят - отсутсвует простор для размышлений и дискуссий, ибо уже сущетсвует единственно законное верное, политкорректное мнение. В пинципе, я не могу сказать, так ли это плохо... Ну а Х-Люди пусть будут, может дальше все будет не так убого, как в третьем фильме. По крайней мере, у нас есть обаятельная морда-лица Россомахи и доблестный борец с антисемитизмом (без сарказма с моей стороны) в лице Магнито.