Вот, честно говоря, не знаю, что на меня нашло - уверен, что фанаты этой истории итак прекрасно знакомы со всем, что я тут понапишу, а те, кого данный игровой фэндом обошел стороной явно не скажут мне спасибо за возможные многочисленные спойлеры. Да и рассказ обещает быть объемным... Но, тем не менее, для того, наверное и существуют дневники: чтобы тратить свое время на красочный, однако малосодержательный рассказ о вещах, интересных разве что самому автору)
Начну с простого и понятного: игровая серия Baldur's Gate - общепризнанный шедевр, где тактические бои крайне органично сочетаются с невероятной атмосферой, яркими характерами и впечетляюще закрученным сюжетом. Это один из тех немногих образчиков прозападного фэнтези, где сюжет и атмосфера могут по качеству стоять практически вровень с таковыми в, допустим, гениальном фильме или шедевральном аниме. Конечно, тут есть свои ограничения, но стоит рассмотреть эту игру как целостное произведение, и его художественная ценость не будет вызывать сомнений (просто, важно понять, что игровая составляющая не заменяет собой сюжет или образы героев, она с ними органично сочетается в одно, целое произведение). Я говорю это к тому, что существуют замечания о, якобы, неполноценности сюжетной составляющей в играх, которая (неполноценность) становится видна, если отделить эту составляющую от игрового процесса. Однако, должен сказать, что с таким подходом и в фильмах визуальный ряд окажется неполноценным элементом, если отделить его от сюжетной части; а в книгах неполноценной можно назвать, к примеру, язык изложения - если рассматривать его отдельно от вкладываемого в слова смысла. В общем, не вижу смысла оценивать
полноценность отдельного (причем, извлеченного из системы) элемента.
Чуть ближе к делуЧто ж, о высоких материях рассказал, поговорю о сыром материальчике. То бишь, о той вселенной, которую создатели игры взяли для разработки своего творения. Причина заключается в том, что, при всех достоинствах этой вселенной, я никак не мог ожидать, что подобное можно создать на ее основе. Почему? Ну, прежде всего, эта вселенная создана для настольных ролевых игр. А потому, в ней все приспособлено для: героики (упомяну интересный факт: все книги по данной вселенной без особых колебаний можно отнести к небезызвестному поджанру "Мартин/Мэри Сью") и статистических расчетов. Ну и не такая очевидная трудность: в этом мире у всех отсутствует способность думать. То есть совсем: все идеологии основаны на бредовости, все инстинкты сводятся к двум целям - "создавать атмосферу" и "пускаться на экспириенс" - а мотивация... о, это моя нелюбимешйая тема: для мотивирования персонажей (включая, конечно, игроков), была придумана система "мировоззрений". Заключается она в налчии в статистике графы "мировоззрение" и то, что написано в этой графе, и является мотивацией. А написано в ней: "добрый", "нейтральный", "злой". Ну и, чтобы быть четсным, скажу что есть еще "принципиальный", "нейтральный (в плане принципов)" и "хаотичный". Плюс эти две "шкалы" сочетаются, что дает нам двенадцать возможных мировоззрений. И все. Все действия персонажей объясняются этой графой. То есть, на вопрос "почему он это сделал?" правильный ответ будет "потому что он добрый/злой/нейтральный". Веселее всего нейтралам, благодаря особому пониманию создателями вселенной "нейтральности": либо этот персонаж не должен иметь вообще никакого мнения, либо он должен действовать по следующей схеме - сначала вырезать монстров, напавших на крестьян, а потому, ради равновесия и баланса, вырезать крестьян, чтобы всем досталось поровну. Напоминает мешанину понятий "равенство" и "уравниловка".
Ну и совсем весело получилось с высшими силами: поскольку это собрание классических шаблонов фэнтези, тут у нас язычество с богатейшим пантеоном. Однако, поскольку все мотивы и помыслы персонажей ограничены мировоззрением, то действия богов имеют те же ограничения. Плюс, дополнительное, не распространяющееся на смертных: боги помешаны на своих специальностях. И ни о чем другом они в принципе думать не способны. Впрочем, этот момент создатели еще любопытным образом сумеют использовать...
В общем, вот такой вот театр абсурда выбрали для своей постановки создатели Baldur's Gate. Вселенную придумали не они, если что - она уже долгое время существовала в настольных ролевках и аффтарской графомани. В прицнипе, эти недостатки никоим образом на качестве игрового мира их детища не сказались: просто потому, что создатели несколько ослабили влияние этих, как тогда считалось, незыблемых столпов вселенной "Подземелий и Драконов" в целом и "Забытых королевств" в частности. Например, скажу, что за время, что я играл во "Врата Балдура", я почти не образал внимания на графу мировоззрения и наслаждался вполне полноценными мотивами персонажей (хотя, у каждого в той или иной степени была своя зацикленность на каком-либо аспекте характера, но это, ИМХО, обычное являение для любого художественного произведения).
Что еще сделали создатели "Врат Балдура"? Они вбырали интересное время действия. Предыстория начинается в любопытнейший период, известный в Королевствах как "Смутное время" или "Время бед". Этот исторический отрезок был придуман давно и практически плагиатил собой шумерскую легенду: началось все с того, что гнусные (из-за мировоззрения и своих специализаций - боги, отвечающие за такие аспекты жизни, по мнению создателей не могут иметь никаких положительных качеств в принципе) бог мертвых Миркул и бог тирании Бейн, используя все свою наглость (которая, как известно, второе счастье), просто-напросто украли у бога богов Ао (чистый нейтрал) скрижали, на которых было закреплено положение в небесной иерархии всех богов и их специализации. Понятное дело, украли исключительно с целью проведения жесткого бетирования сего графоманства. А Ао использовал появившийся повод, чтобы, наконец, немного побыть одному, в тишине, без всех этих дегенератов и тугодумов, зовущих себя небожителями. В общем, он просто сделал их сверхмогущественными смертными и сбросил в обычный мир. До тех пор, пока ему не вернут скрижали. Но тугодумы - они на то и тугодумы. Боги мало того, что не поняли, чего от них хочет Ао, они еще и не доперли своим умом до того факта, что они теперь смертные... В общем, когда ты считаешь, что ты бессмертный - это чревато, если расходится с действительностью. В итоге, пока смертные искали скрижали (ведь им жилось несладко - боги творили на земле форменный беспредел; а из-за отсутствия на рабочем месте богини магии эта самая магия начала чудить хаотичным образом), многие небожители слегка передохли. В общем, по итогам воспитательных мероприятий, Ао недосчитался очень многих своих подопечных. А должности надо кому-то раздавать... В общем, он наградил божественным статусом особо отличившихся при поиске скрижалей смертных. Особенно повезло личности по имени Кайрик - он оказался в этой компании единственным злодеем. А злые боги (то есть те, которые отвечали за негатив - авторы никак не могли различить эти два понятия) помирали особенно активно. Так что Кайрик благополучно сделался богом лжи, раздора, ужаса, тирании, интриг, смерти (да-да, натуральным шинигами), царства мертвых и еще много чего. Правда, потом он многие из этих титулов растерял в силу своих многочисленных неудачных интриг. Ну подумаешь - хотел сделаться единственным богом, написав книженцию, прочитав которую ни один бог не мог произнести ничего, кроме "Кайрик жжот!" и "Кайрик пиши исчо!", однако же сам по неосторожности свой креатифф и прочитал... В общем, он потом долго лечился, а когда выписался из божественного санатория, недосчитался многих своих сил. А боги лишь стебались, обзывали его "Морисом Сью", а богиня отравы Талона даже предлага ему "выпить йаду".
И все бы ничего, да только за то время, что смертный Кайрик искал скрижали, он умудрился угробить местного Бога Смерти - на редкость злобную и кровожадную личность по имени Баал (трудно придумать что-то более попсовое, поэтому я иногда называю его просто Шинигами-сама ^_^). Однако Баал был не так прост - на фоне других богов он вообще был гением. Он даже предвидел свою смерть и придумал план воскрешения. План бредовый, рискованный и корявый, но все равно - прогресс налицо. Смысл плана заключалсяв том, что шинигами начинал отлавливать все, что движется и... эээ, ладно, попробую по другому: шинигами принялся очень активно делать детей. Причем, судя по всему (в общем-то, это уже намеренная шутка разработчиков), проявлял крайнюю неразборчивость: среди его отпрысков впоследствии обнаружились люди, эльфы, гномы, полурослики, драконы, орки, темные эльфы, великаны, кобольды, шиншиллы (!!!), кролики (как, спрашивается?!!!) и т.д. Смысл этого "брачного периода" был вот в чем: все отпрыски Баала имели в своей душе частицу его божественной сути. А Баал специально создал некий "Кровавый Трон" или, проще говоря, "общаг", куда все эти души отправлялись после, разумеется, неминуемой смерти. Нужно было всего лишь собрать всех отпрыском шинигами и принести их в жертву - а там, с помощью эссенции из "общего котла" можно было и самого Баала воскресить. В теории все выглядело вполне неплохо, вот только малыши-шинигами оказались преисполнены желания жить и сумели, не без посторонней помощи, сбежать от культистов уже почившего Баала. Прознав об этом, местный Нострадамус (зовется он здесь Ауландо) напророчил, что, мол, пройдет пара десятков лет, и будет большая разборка полубожественного масштаба между амбициозной молодежью...Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди... когда нибудь.