Кстати, еще одного запомнившегося мне в детстве диснеевского злодея и его музыкальный номер я в предыдущей записи не упомянул, поскольку хотел разместить отдельно кое-что занимательное, связанное с ним. Я просто не знаю, почему я вдруг полез смотреть сей попавшийся мне на глаза фанатский клип, при том, что я не смотрел BBCшного Шерлока, но при этом мне видимо стало любопытно, как фанаты проведут параллель между двумя очень вольными адаптациями оригинальной истории про Шерлока Холмса. И вот что они сделали, скрестив BBCшного "Шерлока" и диснеевского "Великого мышиного сыщика":



И я подозреваю, что прежде всего мысли о параллелях между Джимом Мориарти и Профессором Ратиганом фанатам навеяла мелькнувшая сцена "танца" перед королевскими драгоценностями - это действительно замечено за обоими персонажами. Но может быть тут есть и некое общее сходство - дело в том, что с характером сериального Мориарти я знаком лишь по википедии и чужим отзывам. Но если то, что я слышал о нем - правда, то да, с Ратиганом (может быть больше, чем с оригинальным прообразом персонажа) его должен объединять принцип "преступление ради преступления".
Вообще, "Приключения великого мышиного сыщика" - занятная работа, о которой вполне можно поговорить отдельно. С противоречивыми мнениями фанатов, впечатляющей игрой актеров, кое-какими смелыми шагами со стороны авторов (демонстрация Лондона в мрачных тонах, напряженное вступление, ну и детали вроде курящего главгероя, похода по притонам с выпивкой и стриптизом и т.п.). Поскольку в детстве я на момент просмотра мультфильма был знаком лишь с Ливановым в роли Шерлока Холмса, меня удивила насколько отличающаяся версия сыщика (по-началу скорее неприятно удивила, признаться - но потом я все-таки проникся): гиперактивного, эмоционального, с весьма вздорным характером. Зато никуда не делся дедуктивный метод, пусть и с детским изложением - но логику хода мыслей главгероя понять было можно, и она даже впечатляла (рукав зашит хирургическим швом - пиджак принадлежит хирургу; документ, изъятый у преступника, отдает дешевым бренди и пропитан морской солью - стоит искать зацепки в портовых барах).
Главзлодей, Профессор Ратиган - тоже очень занятный случай... Я помню в детстве меня весьма озадачил тот факт, что я никак не мог понять его, так сказать, мотивов. Почему-то предлагаемое объяснение "он плохой потому что плохой" меня уже тогда не совсем устраивало. Как результат - Ратиган не вызывает к себе симпатии, как некоторые другие диснеевские злодеи (серьезно, при просмотре "Геркулеса" я периодически ловил себя на мысли, что болею за Аида), но успешно вызывает интерес. И да, оказывается, в нем действительно заложили эту концепцию - он совершает преступления ради самих преступлений. Единственный более-менее постоянный мотив - это жажда славы (пусть и дурной) и внимания. Ну и отчасти приплетается стремление к власти и врожденный садизм, как движущие факторы. План по захвату власти у него, кстати, в мультфильме совершенно бредовый, но это не столь уж важно - для именно мультфильма относительно приемлемо. Кстати, вычитал в википедии забавную деталь, касательно его комплекса по поводу слова "крыса" - в книжном первоисточнике (да, "Великий мышиный сыщик" сделан по книге, которая в свою очередь является "мышиной пародией" на произведения Артура Конан Дойля) Ратиган действительно мышь. Если это верно и для диснеевской версии, то его склонность впадать в ярость, когда кто-то называет его "крысой" становится более понятной, раз уж он на самом деле необычайно крупная и уродливая мышь, комплексующая из-за постоянных сравнений с крысой.
А еще Ратиган обладает одной из лучших среди подобных ему диснеевских злодеев сцен "финального срыва", так сказать. У многих злодеев есть этот момент, когда в финале противостояния с главгероем они полностью отбрасывают остатки самоконтроля и просто становятся одержимы стремлением добраться до протагониста, в процессе выпуская наружу все самое неприглядное, что в них было и что они прятали под в той или иной степени цивилизованной маской. Выглядит порой довольно жутко, этакая трансформация "Let the monster rise" - иногда в прямом смысле, когда злодей превращается во что-то монструозное (огромная змея Джафара или дракон Малефисенты), но зачастую даже внушительнее это выглядит, когда трансформация чисто психологическая, без магических метаморфоз. У Ратигана же сей контраст составляет чуть ли не основу образа - он держит себя под контролем, облекает себя в оболочку из лоска и манерности, но постоянно у него прорывается асоциальная, дикая, скорее звериная натура вперемешку с садизмом, в виде случайных проявлений жестокости или тех же вспышек гнева (которые он быстро подавляет, после чего, с совершенно повседневным выражением лица кого-нибудь убивает для окончательного успокоения). В финальном же противостоянии на Биг Бене (заменившем Рейхенбахский Водопад), он окончательно срывается - гонясь за главгероем его движения становятся совершенно звериными, а одежда превращается в лохмотья, что, по-идее, должно символизировать ту самую грань потери всего... э, человечного (насколько человечными могут быть антропоморфные мыши). И в общем-то, символизирует. Я бы даже сказал, что, как и начальная сцена с нападением на семью игрушечных дел мастера, Ратиган в финале изрядно пугал меня, когда я был ребенком.

Если кто не помнит, как это было

Ну и, конечно, в то, что главгерой мог погибнуть при падении я, точно помню, с самого начала не поверил. Видимо, уже тогда понимал, что диснеевцы так никогда не поступят, и оказался прав. Впрочем, тут еще и, получается, своеобразная верность первоисточнику... очень своеобразная.

Занятно было таким образом вспомнить о, пожалуй, все-таки одном из наиболее любимых мультфильмов моего детства.