Почему-то последнее время я испытываю странную потребность изложить свои воспоминания об одном необычном творении игропрома, относящимся, скажем так, к дням давно минувшим - далекому 2000-му году. Имя данной игре - Sacrifice, в России известная как "Жертвоприношение". Почему я вдруг про нее вспомнил, собственно? Признаться, причина элементарна - я попросту обнаружил ее все еще установленной у меня на жестком диске, когда на днях расчищал место от неиспользуемых программ, при том, что с момента последнего запуска прошло очень много времени. И, что характерно, я все-таки не стал ее удалять, хоть и понимал, что запустить ее на разрешении моего нового монитора может и не получится...
Что вообще собой представляет эта игра? По сути своей - это стратегия в реальном времени с видом от третьего лица... с юнитами, выглядящими в лучших традициях Сальвадора Дали, магией, способной практически на что угодно (отдельно меня радует достаточно богатые возможности для терраформинга), сюжетом, разворачивающемся в мире из множества летающих островов, где крайне харизматичные боги непрерывно между собой соперничают, а также весьма интересной системой прокачки и выбора миссий.
Что можно сказать об игровом процессе, так это то, что он подходит под общую для всех элементов данного творения характеристику - "весьма необычен".
Подробности игровой механики, которые не всем могут быть интересны, но все же рекомендуемые мною к ознакомлению.Вроде бы перед нами RTS... но управляем мы только лишь одним единственным персонажем, колдуном-полководцем. По сути, во время миссий разворачивается противостояние не между армиями, а между магами-призывателями, но все-таки это остается стратегией, поскольку именно между призываемыми магами существами разворачивается основная битва - наш герой может очень ощутимо переломить ход битвы заклинаниями (например, возвести прямо посреди поля битвы преграду, подлечить свои войска, создать под ногами вражеской армии действительно огромный вулкан и т.п.), но основную работу выполняют существа. Управлять ими можно также, как и в любой другой RTS по типу того же Старкрафта или C&C - выделение мышью, использование "резиновой рамки" и все в этом духе... вот только с учетом вида от третьего лица, из-за спины главгероя - не совсем революционный подход, но все же достаточно редкий. В итоге, достаточно точные приказы можно отдавать лишь тогда, когда войска в пределе видимости полководца - можно приказывать и через мини-карту, но она дает достаточно схематичное представление о происходящем. Кстати говоря - все приказы героя и ответы на них существ озвучиваются. Ресурсов имеется лишь два: запас маны, восполняемый тем быстрее, чем больше у нас маналитов (да, именно так, через "а"), каждый из которых лично возводит главный герой на специально отведенных точках; и души, сбор которых осуществляется нашим магом с помощью пресловутого жертвоприношения - различным образом создавая трупы на поле боя, можно выкачать из них души и, если они "родного" вероисповедания, сразу же использовать по новой (основная трата душ - призыв новых существ для своей армии), или же отправить душу неверного на алтарь своего бога-покровителя, для "перевоспитания" путем жертвоприношения. Собственно, тактики в столкновениях армий призывателей достаточно мало - разобраться в творящемся хаосе когда сталкиваются две армии довольно-таки сложно, поэтому особых маневров от игрока никто не ждет: скорее от него требуется грамотно применять заклинания, ловко осуществлять сбор душ в разгар боя и правильно комплектовать армию, поскольку ее состав может быть крайне разнообразен.Необычность относится и к внешнему виду обитателей сего мира. Наши бравые войска могут носить имена привычных фэнтезийных существ, но вот выглядеть они при этом могут довольно-таки нетипично... К примеру, у многих из них имеется привычка носить лицо не на голове, а на какой-нибудь более диковинной части тела. Существо, именуемое энтом, отдаленно напоминает здоровенную голову небезызвестного Халка, передвигающуюся на четырех здоровенных паучьих лапах, торчащих из макушки. Феникс же парит над землей за счет десятка-другого стрекозиных крыльев. Боги, как не трудно догадаться, тоже отличаются диковинной внешностью, да и подчиненные им маги порой мало похожи на человекоподобных созданий. Конечно, впечатление портят графические артефакты и общая бедность полигонов, выраженная в жуткой угловатости, но именно благодаря изначальной гротескности образов это не так уж сильно огорчает - а анимация движений до сих пор остается на вполне приемлемом уровне. В общем-то, не смотря на достаточно эпичный размах событий в сюжете, все происходящее подается со здоровой порцией юмора.
Другой интересный элемент касается сюжета - в частности, вверенного нам на попечение главного героя. Ведь обычно, когда главным героем в повествовании выступает маг, вниманию игроков представляют молодого, только выпущенного в большой мир без особого жизненного опыта индивида, готового учиться и делать первые шаги. Вот только, дело в том, что в Жертвоприношении колдуны, подобные главгерою - создания уже далеко превзошедшие простых смертных (о чем говорит хотя бы их почти полное бессмертие). А Элдред, главный герой сюжетной кампании, совсем особый случай: перед нами предстает, для начала, бывший правитель мира, временно лишившийся объекта правления, ввиду учиненного им по неосторожности апокалипсиса. Разумеется, сюда же прилагается огромный магический талант - без которого герой бы не пережил разрушение собственного мира, - а также страсть к рискованным экспериментам и темным тайнам мироздания. Мировоззрение же формируется в процессе, и может варьироваться от раскаявшегося ученого мужа, до алчущего власти чернокнижника - впрочем, основная его цель остается неизменной и завязана на стремлении не допустить, чтобы мир, в котором разворачиваются события, повторил судьбу родной планеты главгероя. В качестве дополнения ко всему вышеизложенному прилагается находящийся в личном рабстве ехидный бес-приживала, похожий скорее на филина в очках и штанишках, выполняющий функции советника. Коронная фраза данного приживалы: "Я знал! Я так и знал!", обычно звучащая в момент какого-либо малоприятного сюрприза.
Разумеется, не смотря на опыт и могущество, набирать заклинания и существ главгерою придется с нуля, но, надо заметить, все-таки приятно начать карьеру с визита на местный аналог Олимпа с целью громко изложить предложение примерно следующего содержания: "Талантливый, не брезгливый по части методов колдун с опытом работы мирового диктатора и выживания в условиях конца света предлагает свои услуги любому заинтересованному богу-покровителю в обмен на помощь с обустройством на новом месте жительства и регулярное снабжение новыми заклинаниями. Всех заинтересованных небожителей просьба обращаться лично. Предложения от демонов, обладающих достаточным могуществом, также рассматриваются".
Система прокачки также наличествует - но, скажем так, неотрывно от системы отыгрыша и формирования сюжета. Каждую миссию герой проводит на службе выбранного им бога, с возможностью перейти к другом покровителю по ее завершении (а иногда - и в процессе), и от этого выбора зависят заклинания и существа, получаемые героем в свой арсенал. Хотя свободный выбор между пятью враждующими богами наличествует лишь в самом начале сюжета, после чего один за другим боги, которых герой игнорировал или как-либо оскорбил своими действиями, начнут отказываться от его услуг и прекратят попытки переманить на свою сторону, - но, все же, простор для комбинаций открывается крайне внушительный, ибо выбор существ и заклинаний ощутимо влияет на игровой процесс. К тому же, сюжет, не просто наличествующий, но обладающий своей порцией интересных поворотов и интриг, умудряется сохранять целостность, не смотря на указанную нелинейную структуру, что лично меня довольно-таки впечатляет. И да, ближе к концу истории сюжет также будет время от времени подкидывать герою возможность сменить союзников, так что, повторюсь, простор для комбинаций как в сюжетном плане, так и в плане прокачки весьма ощутимый.
Ну и разумеется, отдельного упоминания заслуживают боги - история их отношений, их характеры и повадки, их перебранки и просто их внешний облик запоминаются надолго. надо лишь приготовить себя к тому, что местные небожители порой столь же гротескны, как и все в мире Sacrifice. Кстати говоря, за вычетом некоторых огрехов (самым крупным из них я бы назвал внезапную смену имени бога земли - при том, что имя James в оригинале ему было дано вовсе не случайно), локализация и дубляж выполнены на весьма приличном уровне. Российские актеры озвучки действительно хорошо поработали, как я считаю. Но так или иначе...
Список основных действующих лиц, не относящихся к миру смертныхПерсефона
"Мы - суть Персефона. Мы - сущность и смысл жизни. Ты встречал Нас в юной деве, в нежной матери, в мудрой прародительнице. Люби Нас, и Мы вернем тебе любовь твою стократно".
Как нетрудно догадаться, местная богиня жизни, природы и, по совместительству, справедливости была названа в честь своей древнегреческой коллеги. Данная Персефона - предположительно самая "праведная" из всего пантеона, что не мешает ей быть большой любительницей "нести возмездие во имя луны". Собственно, последнее даже можно назвать ее основным занятием... Повадки у богини возвышенные, величественные, с точки зрения некоторых - высокомерны. Ее склонность говорить о себе во множественном числе и вещать о разумном-добром-вечном тоже достаточно сложно не заметить. Ей поклоняются в Элизиуме, цветущей зеленой местности, где обитают всевозможные лесные твари, а также живут следопыты и друиды. Заклинания ее направлены в основном на лечение, защиту и усиление, с непременными атрибутами вроде радуги, бабочек (и лягушек - прямо-таки в духе одной из Египетских казней), правда, к счастью, без пони. Зато со святым гневом и прочими способами воздаяния, ибо стоит вспомнить, что Персефона заведует не только природой, но и вотчиной справедливости.
Джеймс
"Я - Джеймс, бог земли. Ну, сами понимаете: земля, камни и все такое прочее... Еще самоцветы попадаются - у меня не все серое и бурое. Почти все, но не все..."
В русской версии сей бог был переименован в Иакова, что, на мой взгляд, несколько неверно, ибо Джейкоб и Джеймс - все-таки достаточно разные имена, насколько мне известно. Благо дано ему это имя было не случайно: и его внешний вид, и его коронное заклинание - падающая с неба на врага корова - явные отсылки к небезызвестном Червяку Джиму, пародийному супер герою из мультсериалов и серии аркадных игр. Так или иначе, сам Джеймс - бог довольно-таки специфический. В отличие от прочих своих коллег, он не рвется участвовать в конфликте и интригах, всегда предпочитая мир и стабильность. Конечно же, оппоненты предпочли бы назвать это стагнацией, заодно выразив сомнения, что "жалкому червяку" хватит мозгов участвовать в интригах наравне с остальными богами. Да, он действительно весьма бесхитростный малый, не любящий все усложнять и склонный к честности и прямоте - но, все-таки, пусть он и долго раскачивается, если его расшевелить, Джеймс и его последователи способны на многое. Его владения именуются Глебой, и по большей части представляют собой пустыню, где обитают различные крепкие и выносливые существа, а также трудолюбивые фермеры - уж не знаю, что они выращивают в пустыне, видимо, следуют примеру жителей Татуина из Star Wars. Ведет себя Джеймс также весьма просто и по-свойски, держась, как правило, флегматично и фамильярно - словно не бог, а парень из сельской глубинки. Многих это, как ни странно подкупает - ибо может быть он и не склонен рассуждать о высоких материях, но по крайней мере он практичен и заботится о своих верующих. Заклинания его больше всего ориентированы на изменения ландшафта и всяческие манипуляции с землей - как в защитных, так и в наступательных целях. Ну и уже упомянутая корова, заглянувшая сюда прямиком из сериала о Червяке Джиме...
Стратос
"Я - Стратос, бог воздуха и верховный владыка небес. Я - отец бурь и вершитель небесного свода. И, если уж говорить начистоту, хоть в сколько-нибудь цивилизованном мире я был бы единственным богом..."
Стратос - интеллектуал и, в общем-то, неисправимый интриган, которого некоторые считают бесхребетным за его изворотливую натуру. В самомнении ему не откажешь, но возникло оно не на пустом месте - он действительно обладатель впечатляющего ума и хитрости, решающий возникающие проблемы зачастую весьма изобретательным образом. Помимо воздуха, грома и молний, его вотчиной является знание - информацию и тайны он ценит, пожалуй, превыше всего. Хотя, безусловной внешний вид, в частности воздушный шарик со смайликом, меняющимся в зависимости от настроения хозяина, может и сбить с толку при общении с богом воздуха... Разговаривает он витиевато, иногда вкрадчиво, зачастую прибегая к сложным речевым оборотам и терминам (да, примерно также, как и я...). Существа и заклинания, которые он вверяет своим магам, также отражают его склонность к непрямым решениям, а многие создания в его армии так или иначе модифицированы или же попросту обладают природными сверхъестественными свойствами. Обитают его последователи среди заснеженных горных вершин и, соответственно, холод и молнии нередко выступают их союзниками.
Пиро
"Я - Пиро, бог огня. Не слушай тех, кто называет меня богом разрушения и хаоса - это только полуправда... Я - это искра воображения и двигатель мастерства! Я несу миру свет и знания!"
Воспевающий технический прогресс бог огня Пиро - жестокий, властолюбивый тиран, обладающий вспыльчивым нравом и предпочитающий решать все проблемы с позиции силы. Свою жестокость он считает приемлемой ценой за эффективность, а склонность к разрушению - поводом для возведения чего-то нового. Надо признать, что для бога технологий и прогресса, покровительствующего изобретателям и инженерам, он на удивление... кхм, узколобый - на практике технологии интересуют его лишь тогда, когда способствуют приумножению огневой мощи, которую он расценивает как ответ на все вопросы. "Семь бед - один фаербол" - пожалуй что самый подходящий девиз для его последователей. Сам Пиро - темпераментный малый, легко выходящий из себя, а в разговоре склонный энергично жестикулировать, не расставаясь при этом с сигаретой на мундштуке. Его земли - Пироборея, - полыхающая пустошь, застроенная бесчисленным количеством заводов, производящих все новые орудия войны для войск Пиро.
Карнэль
"Я - Карнэль, бог раздора, бог кровопролития, бог смерти! Там, где царит боль - там ищи меня! Там, где разливаются страдания - там я пирую! Там, где цветет радость... хм... А часто бывает на свете радость, не за счет чьих-то слез?"
Бог смерти Карнэль часто берет на себя роль "опереточного злодея", творящий жестокости, зверства и злодеяния просто ради самого процесса. К тому же он покровительствует войне и вообще любым противостояниям, считая их двигателем эволюции и тем, что формирует все прочие ценности в мире. К тому же, местный шинигами - главный тролль всего пантеона, большой любитель черного юмора и попросту очень эксцентричен. Его армии состоят преимущественно из нежити и всяческой нечисти, а заклинания направлены на всевозможные пакости вроде отравы и проклятий. Быть может, он не столь воинственен, как Пиро, и не столь коварен, как Стратос, однако в обоих сферах не сильно от них отстает, умудряясь действовать более тонко, нежели первый, но более решительно, нежели последний. Земли его вотчины под названием Стигия бесплодны и отравлены, а заселены, преимущественно, всевозможными представителями нежити (которые, впрочем, ведут себя как обычные крестьяне). Добавлю, что, пожалуй, реплики Карнэля и его подтрунивания над остальными богами - самые запоминающиеся во всей игре, чего стоит только "Конечно же смерть не может быть ответом на все! Ведь пытка тоже имеет свои прелести!".Вот так вот... Я неоднократно переигрывал Sacrifice и, должен сказать, что я считаю это творение способным заинтересовать и многих представителей современной игровой аудитории. Ну а мне было приятно вспомнить детали этой замечательной игры.