Этот флешмоб валялся у меня в черновиках уже неизвестно сколько времени. В начале я надеялся взяться за него сразу после перепрохождения Mass Effect 2, но поскольку сейчас стало очевидно, что к тому моменты вся прочая составляющая Mass Effect-фэндома прочно засядет за третью часть, я пришел к выводу, что лучше бы мне определиться со своими мыслями до этого момента. Конкретно сейчас мое свободное время, не столь объемное ввиду оживленности на работе, занимает множество планов - хотя бы то же чтение новеллы Fate/Zero, продвигающееся непозволительно медленно, ввиду всяческих отвлекающих моментов. Поэтому, рискну предположить, что помимо данного флешмоба, моя активность на дневниках в ближайшем будущем будет весьма низкой - это обусловлено как и обилием других дел, так и отсутствием настроя в плане выражения своих мыслей. Данный же флешмоб, предположительно, не позволит мне "заржаветь" в этом отношении окончательно. Это - стандартный тридцатидневный флешмоб по Mass Effect в духе "ответ на вопрос дня касательно произведения", но поскольку я слишком долго затягивал с его исполнением, на сей раз я попробую осуществить его в ускоренном режиме: тридцатидневку за десять дней, так сказать. Посему отвечать я буду в день на три вопроса, соответственно. Хотя я и сомневаюсь, что мне удастся отвечать с надлежащей регулярностью. Что ж, начнем... Но только осмелюсь предупредить: одна из причин, по которой я вновь и вновь откладывал данный флешмоб, ко всему прочему - мое отношение к некоторым перечисленным здесь вопросам, которое может показаться непонятным, неэтичным или неприемлемым с точки зрения некоторых слоев фэндомного населения, чем может оставить у них неприятное ощущение по прочтении.
Ранее было изложеноDay 1: Do you prefer Mass Effect, or Mass Effect 2?
С точки зрения сюжета это, все-таки, более-менее цельная сага, как мне кажется, хоть в подходе к сюжету и есть некоторые отличия. К примеру, сюжет второй части был раскритикован журналистами по той причине, что, если в первом ME сбор команды проходил как сопутствующий эффект продвижения по сюжетной линии, то во второй игре он стал практически самоцелью. Также, во второй части, на мой взгляд, стала чаще сквозить некоторая несерьезность - что, вообще-то, космической саге пошло скорее на пользу, я полагаю. Если же брать на рассмотрение как сюжет, так и игровую механику, то я выражу несогласие с большим объемом критики, обрушившимся в свое время на вторую часть - потому как в моих глазах ME 2 предпочтительнее и во многом выигрывает у предшественника. Попробую объяснить: если определять жанровую категорию, то первую часть я бы отнес к сборнику мини-игр с сюжетной составляющей, кинематографическими вставками и элементами ролевого отыгрыша. Вторая часть - аркадный шутер с ролевыми элементами, парочкой мини-игр, сюжетной составляющей, кинематографическими вставками и элементами ролевого отыгрыша. Первую часть я шутером не считаю, ибо экшн-составляющая в ней была слишком примитивная - не более развитая нежели вскрытие замков или поездки на Мако. Последнее имело свое очарование, не спорю, но суть оставалась примитивной до невозможности, не говоря уже о неудобстве управления. Вторая часть, правда, данные поездки вообще превратила в аркаду-платформер - что, правда, как мне кажется, на сути не отразилось вообще никоим образом, ибо сохранилась, собственно, атмосфера, - но зато в ней действительно появился полноценный, пусть и аркадный, шутер, где от игрока требуется не только "бежать и стрелять". Многие выражали недовольство по поводу "урезанной" ролевой системы, но лично я считаю, что во второй части данная составляющая скорее обогатилась, нежели обеднела - вырезаны были элементы, которые действительно можно было считать лишними, и количество было принесено в жертву качеству. Если раньше навыки в своем росте имели почти всегда лишь элементарные числовые прибавки к тем или иным параметрам (порой настолько незначительные, что разница не чувствовалась в принципе), а иногда и вообще не находили себе практического применения, то во втором Mass Effect любые навыки действительно оказывали заметное влияние на игровой процесс, порой диктуя всю тактику боя - наиболее яркими примером, на мой взгляд, являются изменения, произошедшие с классом штурмовика (появление у него, фактически, возможности к телепортации, что полностью перекроило всю игру за него). Еще многие негодовали по поводу отсутствия инвентаря - наличие которого в Mass Effect лично я считаю крайне неудачной попыткой добавить в ME случайные элементы РПГ, вместо того, чтобы сосредоточиться на основных, в числе которых - отыгрыш роли. Иронично то, что будучи в рядах военных служб Альянса капитан-лейтенант Шепард был вынужден закупаться экипировкой для всех своих подчиненных у продавцов на собственные средства, и лишь после того, как он не по своей воле перешел в статус "гражданского", если не "дезертира" и "террориста", в его распоряжении появились нормальные средства снабжения - я считаю, это правильно, когда капитану требуется закупать лишь новые технологии и прототипы вооружений, а уж массовое производство остается на совести обслуживающего персонала. Не говоря уже о том, что основным источником денег во второй части служит финансирование операции со стороны руководства, а не сбыт "лута" торговцам, как это было в первом ME. Ну а разговоры в лифтах... Что ж, по крайней мере во второй части экраны загрузки выглядят достаточно красиво.
Подводя итоги я лишь повторюсь: на мой взгляд, основное отличие второго Mass Effect от первого - это, наблюдаемое в большинстве случаев, ущемление количества в пользу качества. И в целом я данный подход одобряю. А еще во второй части был потерян последний налет серьезности, но для серии это не очень большая потеря, как я считаю. Хотя это, конечно, несколько спорное решение: скрестить подходы "Вавилона-5" и "Футурамы".
Day 2: Favourite Companion(s) in Mass Effect?
Тут все достаточно просто: явное преимущество наблюдается у Тали'Зоры и Урднота Рекса. Первая, на мой взгляд - одна из самых удачных персонажей, когда-либо создаваемых биоваровцами, наравне, скажем, с Варриком. Я даже начинаю подозревать, что отдельные случаи негативного отношения к данной героине обусловлены преимущественно ее чрезмерной популярность в первое время и дальнейшими попытками BioWare поощрить данную популярность. Ну и да, конечно, кому-то могли не понравится ее суждения касательно гетов - на мне данный факт не сказывается по той простой причине, что в конфликте квариан и гетов я целиком, полностью и стопроцентно на стороне квариан и абсолютно понимаю суждения Тали по данному вопросу. Это, кстати, еще одна причина, по которой я испытываю симпатию к Тали - ее образ достаточно разумен и проработан по той причине, что, не смотря на в целом крайне доброжелательный характер, она никоим образом не может позволить себе наивность в большинстве вопросов, из-за чего бывает способна на крайне жестокие решения. В частности, в случае моего первого прохождения она одобряла уничтожение королевы рахни и тактику экономии сил Альянса в финальной битве за Цитадель (что, соответственно, приводило к смерти Совета). В общем и целом, я вообще люблю квариан, отчасти благодаря их непростой истории, отчасти благодаря их умению выживать - да и технари мне просто зачастую нравятся как таковые.
Что же касается Рекса, то мне он, как и многим, сильно напоминает Кандероса Ордо из первых "Рыцарей Старой Республики" - представитель воинственной расы с особым, весьма кровожадным кодексом чести, чей народ потерял былое величие из-за поражения в войне и скатился до статуса наемных головорезов, не думающих о будущем. Соответственно, потеря веры в собственный народ и его забытые идеалы, с последующей попыткой все-таки вернуть себе и своим соплеменникам утраченную честь и попросту попытаться сорганизовать народ на борьбу за выживание и восстановление, попытка найти некое более значимое занятие, нежели просто зарабатывание на жизнь наемничеством - это все тоже навевает воспоминания о Кандеросе. И, надо заметить, я образ Ордо очень любил во время игры в KOTOR. Но есть у Рекса и кое-что относительно самобытное: это его своеобразное сочетание цинизма и наивности, агрессии и некой мудрости, юмора висельника и стремления к выживанию. Порой только Рекс может разбавить мрачным юмором общую картину происходящего - ну и к тому же, у него определенно есть некое обаяние.
Еще я мог бы назвать Гарруса и Кайдена, хотя к ним симпатия не настолько явная, как в случае с Рексом и Тали. Кайден, на самом деле, подкупает именно своей ровностью в плане характера - он осторожен в суждениях, как правило вдумчив, но при этом имеет достаточно стойкое представление о правильном и неправильном в тех вопросах, где уже успел сформировать четкое мнение. Гаррус в этом плане отчасти близок к образу Кайдена, но в то же время совершенно отличается от него - симпатия к нему обусловлена общей симпатией к образу "порядочного полицейского, только начинающего свой путь". Думаю, большинству представителей фэндома хорошо известны его основные положительные черты, так что тут очень уж много расписывать не буду. И да, с позиции романа я не имею возможность оценить ни Гарруса, ни Кайдена, поскольку мне ни разу не доводилось играть Шепардом-женщиной, так что, возможно, в случае если бы их отношения с капитан-лейтенантом имели бы гораздо более личный характер, то мое суждение о них могло бы несколько отличаться от текущего. На данный же момент я воспринимаю их обоих как, своего рода, протеже Шепарда, но в разных формах. В частности, если Гаррус и ренегат-Шепард находят общий язык, то Кайден в таком случае должен скорее найти собственный путь, действуя вопреки примеру своего командира - тут уже ситуация в духе "ну кто-то же из нас должен был остаться твердолобым идеалистом". И кстати говоря, я не считаю поступок Кайдена на Горизонте чем-то истеричным - быть может ситуация была бы иная при романе с ним женщины-Шепард, но в целом его действия и его слова можно понять, ИМХО. Если проводит параллель с тем же Алистером из Dragon Age, Кайден, хотя бы, остается верен своей присяге и не уходит пьянствовать, бросая на произвол судьбы свою родину, а возвращается к своему первоначальному заданию. Впрочем, в любом случае, в плане моих личных симпатий Кайден и Гаррус все-таки явно проигрывают Тали и Рексу.
Day 3: Favourite Companion in Mass Effect 2.
Здесь я, в общем-то, не оригинален: моя явная симпатия со времен первой части сохранилась в отношении Тали, а также таковую завоевали Мордин, Грант, Заид и заматеревший Гаррус. В случае с Тали и Гаррусом в обоих случаях наблюдалось некоторое развитие образом со времен первой части, но если первая просто укрепилась в тех качествах, которые вызывали мою симпатию и раньше, а также органично эволюционировала как персонаж, то второй в моих глазах заметно вырос, хоть его эволюция также смотрелась вполне органично. Видимо, все дело в его появлении на манер "Никто не знал, а я - Бэтмен Архангел", ну и просто наличию вокруг него атмосферы "как в старые добрые времена". Но касательно Гарруса в качестве товарища и протеже Шепарда я уже достаточно сказал в предыдущем пункте. Что же касается Тали... то тут на меня повлияло, возможно, еще и восприятие ее миссии на лояльность и просто возможность поближе ознакомиться с укладом Мигрирующего Флота. И короткая история отношений Тали с отцом... Наверное, именно в отеческих замашках моих Шепардов, практически неизменно возникающих в ходе прохождения данной миссии, отчасти кроется стабильно развивающихся в моих прохождениях романов между ним и Тали - не смотря на вопиющую ксенофильскую сущность данного поворота событий. Хотя, конечно, некоторый фансервис в отношении Тали'Зоры ввиду ее популярности не очень-то радует, но все же мою симпатию к персонажу это не ослабляет. Заид, Грант, а также, пожалуй, Самара и Миранда вызвали у меня симпатию просто некоторыми своеобразными или элементарно привлекательными чертами своих образом, что было даже несколько нетипично, особенно в случае с Самарой, ввиду моей общей неприязни к расе азари. Однако же ее принципиальность меня во много впечатлила... Кстати говоря, во второй части Лиара также возросла в моих глазах, не смотря на свою расовую принадлежность и типично азарийские замашки в начале истории. Также интерес представляет Легион, попросту ввиду возможности получше узнать сущность гетов - однако же при всех достоинствах данного персонажа, мое мнение относительно их конфликта с кварианами остается однозначным. В общем-то, все попутчики второй части в той или иной степени заслуживают упоминания... Но отдельно стоит подметить мое отношение к профессору Мордину Солусу - все-таки, на ряду с Тали, он явный лидер в плане моих личных симпатий. Ученый, медик, биолог, спецназовец, обладатель специфического, очень "врачебного" чувства юмора и богатая в культурном плане личность, к тому же - с весьма непростым прошлым с моральной точки зрения, однако же, далеко не типичный "безумный доктор", сохранивший моральные качества не смотря на характер экспериментов. И его позиция, на мой взгляд, очень убедительная... У меня есть личная причина любить образы таких вот "слегка безумных" ученых медиков, и Мордин, в данном случае - ярко выраженный, и, в то же время, не совсем типичный их представитель.
Day 4: Favourite Story-line Mission.
Думаю, здесь я все-таки назову "самоубийственную миссию" - мне действительно нравится ее структура, несколько отличающаяся от стандартной наработки "разделить команду на несколько отрядов и давить с разных направлений". При этом, что забавно, если объяснить суть тактики главгероев кратко, то на словах концепция получится именно такая - но на практике в качестве приятных и интересных находок всплывает множество относительно новых деталей. Разве что, кое-в-чем данная миссия вызывает неоднозначные чувства: хоть с первого раза спасти всю команду в ходе "суицидки" может и не получиться, но в дальнейшем реализовать это будет весьма легко, что, на мой взгляд, немного убавляет драматизма происходящего - с этого момента персонажи могут погибнуть не по ошибке игрока, а уже только лишь по его сознательному решению. Иногда я жертвовал персонажами при прохождении суицидальной миссии - исключительно ради того, чтобы добавить в историю немного трагизма (во многих произведениях я наблюдал подобный прием регулярно - причем, погибает обычно персонаж сравнительно незначительный, но почти всегда - обаятельный и жизнерадостный). Спешу заметить, что я при этом никогда не использовал "суицидку" как средство избавления от неугодным мне персонажей: во-первых, потому что таковых персонажей в команде, по-сути, и нет - каждый из них в той или иной степени ценен и доступен моему пониманию, и уж точно нет таких, которые вызывали бы бурную неприязнь; а во-вторых - это не несет никакого смысла в сюжетном плане, ибо потеря может считаться таковой в полной мере только в том случае, если тех, кого ты теряешь, тебе терять не хотелось бы. Потеря, не вызывающая сожаления, не несет ценности для сюжета, как я считаю. В общем, в моем случае, и, я подозреваю, в подавляющем большинстве случаев, в третью часть прежде всего будет перенесен Шепард, сохранивший всю команду невредимой. Самоубийственная миссия была действительно очень интересной для меня, но вот только ее прохождение без потерь - это, пожалуй, не то достижение, которым игрок действительно может гордиться. Хотя, серия ME вообще порой очень уж дружелюбна к игроку, как и подавляющее большинство современных проектов.
Впрочем, насколько я понял, пусть я и избегал подробностей: в третей части всем, кому не доставало трагедии и обреченности, достанется сполна и то, и другое.
Day 5: Favourite Loyalty Mission.
Для начала, конечно же, стоит назвать Тали - за визит на Мигрирующий Флот, за историю Раэля'Зоры, за общую атмосферу... да хоть за голос Саймона Тэмплмана в лице (шлеме) Хана'Гаррэля! Но, на самом деле, каждый интересный мне персонаж делает свою миссию на лояльность стоящей своим присутствием - ибо они в ней неизменно раскрывают многие свои качества. По-своему хороши миссии Мордина, Миранды, Заида, Касуми (разумеется), Гранта, Гарруса... В общем, понять тенденцию не трудно.
Day 6: Favorite Side Quest.
Хм, интересно, стоит ли здесь считать и миссии из DLC? Потому как в таком случае я бы назвал практически все основные DLC-миссии. Помимо них же... Увы, в большинстве своем миссии первой части довольно-таки однообразные, в то время как задания второй части зачастую содержат в себе некую уникальность, однако же порой - сравнительно незначительную... да и скоротечные они в большинстве своем. Но есть в первой части и исключения, к примеру миссии-отсылки к происхождению Шепарда, особенно в случае, если он колонист, переживший налет работорговцев. Так что подобные задания в ME регулярно имеют хороший шанс чем-нибудь да запомнится. Вот только однообразные локаций первой части, вновь начавшие бросаться в глаза во втором Dragon Age, никоим образом не радовали. В общем и целом - здесь выделить что-то конкретное сложно, проще назвать повторяющиеся элементы побочных миссий, которые мне не понравились, поскольку в остальном в каждом задании нашлось что-нибудь любопытное.
Day 7: Favorite Alien Species.
Как я уже упоминал чуть ранее, абсолютно явными лидерами здесь являются кварианцы (хотя английская версия выработала у меня привычку использовать своего рода транслитерацию "квариане"). Меня привлекает сплоченность, рациональность и непростая история данного народа. Я рад наличию в мире ME чего-то столь морально неоднозначного, как конфликт кварианцев и гетов, пусть даже сам я давно определился со стороной, чью позицию поддерживаю (как, впрочем, и большинство представителей фэндома, похоже, - только общественность сразу же прониклась жалостью к гетам, а я - к инициаторам "запоздавшего геноцида"). Забавно то, что игра не демонстрирует нам тех представителей данной расы, которым, по-идее, кварианцы, в большинстве своем, обязаны дурной репутацией у прочих народов - недобросовестных Паломников, подавшихся в криминал, и преступников, "забытых" сородичами на очередной посещаемой планете. Практически все кварианцы, которых доводится видеть лично главгерою - преимущественно весьма приятные и сознательные личности (даже, наверное, товарищ Вас Квиб-Квиб, если войти в его положение), что может вызвать некоторое недоумение всеобщим недоверием к данному народу, если забыть о таких вещах, как безработица, не лицензированная добыча ресурсов и рост преступности, сопровождающие посещение очередной густонаселенной системы Мигрирующим Флотом. Но что интересно, в какой-то степени эти негативные эффекты обусловлены теми же качествами, за которые к кварианцам можно проникнуться уважением: они трудолюбивы, нередко талантливы (особенно в точных науках, информационных технологиях и инженерном деле), неприхотливы, организованы и обладают высоким чувством национальной сознательности... когда речь касается расы кварианцев - поэтому они отнимают рабочие места у местного населения, опустошают уже разрабатываемые другими залежи ресурсов и оставляют на планетах своих преступников, дабы те не занимали место на корабле и не кормились за казенный счет. Потеря родины отняла у кварианцев иммунитет, но заставила отточить предельно рациональный подход в борьбе за выживание своей расы. В добавок к уже названным качествам, этой склонностью думать, прежде всего, о своем народе (даже не о себе лично) они вызывают у меня симпатию. Ну и, конечно, их непростое положение: идея потерянной родины, борьбы за выживание в чужой среде, стремление к обретению своего дома вновь, а также особенность их социальных привычек, как следствие изоляции каждого индивида внутри своего костюма. Ну и, как я уже упоминал, некоторые из встречаемых нами кварианцев - в той или иной степени весьма приятные индивиды, лично на мой взгляд. А еще... они очень забавно прыгают. Это заметно на примере Тали: стоя долго на одном месте в расслабленном состоянии и ничего не делая она, видимо от скуки, начинает очень мило прыгать на носочках.
Day 8: Anything you wish they had kept from Mass Effect, in Mass Effect 2?
Как уже говорилось ранее, в большинстве случаев отсеченные во второй части детали первого Mass Effect были, на мой взгляд, либо вовсе лишними, либо не являлись очень уж критичными. Иногда, конечно, мне недоставало поездок на Мако... ровно до тех пор, пока я не вспоминал, каково это: когда надо перебраться через внушительную горную цепь на этом чрезмерно прыгучем агрегате, в эти моменты регулярно изображающем дикую лошадь, пытающуюся сбросить наездника со спины - редко когда шпиллево заставляло меня излагать такие долгие потоки нецензурной брани, как в подобные моменты. Целостности мира, даже с поездками на лифтах, маскирующих дозагрузки карт, опять же не хватает время от времени, но особо большой потерей я это не считаю - пробежки по магазинам рано или поздно утомляли даже меня, а команда во второй части отличается немалой разговорчивостью и без лифтов. Пожалуй, больше всего недостает некоторых сюжетных ходов - целостности порой не хватает не столько миру, сколько именно истории второго ME. Если вспоминать что-нибудь более конкретное: хотелось бы сохранения тех ситуаций из первой части, когда предыстория Шепарда влияла на его разговоры с окружающими, а порой - и на доступные задания. Хотя, отчасти я понимаю, что во многом роль предыстории в ME2 взяли на себя сюжетные выборы, сделанные Шепардом в первой части.
Day 9: Best piece of DLC.
Надо признать, в той или иной степени все опробованные мною DLC оставили, в той или иной степени, приятные впечатления. Очень хороши Заид и Касуми в качестве DLC-персонажей, не говоря уже об их персональных миссиях, хороша "Гибель с небес" из первой части (особенно в моем случае, когда Шепард был обязан батарианцам травмой детства, а они ему - резней на Торфане), интересен "Проект "Властелин"" хотя бы потому, что содержит неоднозначную с этической точки зрения историю, классический ход с "вышедшим из под контроля кибер-разумом", прекрасные пейзажи и голос Тэмплмана. "Прибытие" имеет, в свою очередь, относительно важное значение для истории, но почему-то после всех предыдущих DLC впечатление от его прохождения остается несколько блеклым, при всех объективных достоинствах - видимо, общий уровень все же не дотягивает до заданного разработчиками ранее. Ну и, конечно, "Логово Серого Посредника"... Наверное, именно это объективно стоит назвать наиболее удачным сюжетным DLC серии Mass Effect: интересные схватки, динамичный и атмосферный сюжет (пусть даже и с несколько очевидными поворотами), заматеревшая и, во многом, возвысившая себя в моих глазах Лиара, здоровая порция юмора, в том числе в виде самоиронии (и материалы Серого Посредника на наших попутчиков и прочих старых знакомых, конечно же!) - сбалансированная, достаточно разнообразная и безусловно интересная порция мира Mass Effect.
Day 10: Favourite Weapon(s).
Прошу прощения у общественности, но здесь я позволю себе небольшую цитату отрывка из своих собственных более ранних записей, посвященных данному конкретному вопросу, поскольку с тех пор мое мнение в общем и целом нисколько не изменилось:
"Стоит, наверное, также поговорить об оружии, любимом и не очень, раз уж я затронул тему персонального канона, опять-таки. В общем-то, когда я взялся за освоение аркадных шутеров - что произошло сравнительно недавно, должен признать, - достаточно быстро стало понятно, какие виды оружия наиболее соответствуют предпочитаемым мною стилям игры. В большинстве случаев, лидирующую позицию занимал дробовик, и Mass Effect в этом плане не стал исключением. Особенно это касается второй части - а все дело в появившемся у штурмовика навыке "биотического рывка", представлявшего собой, по-сути, своеобразную телепортацию. Штурмовик, вооруженный дробовиком и данным навыком, способен изображать из себя этакого Найткроулера - исчезая с того места, куда только что стрелял противник, он образуется у него перед носом, нейтрализует врага (можно, при желании, и голыми руками, но заряд "дроби" в лицо - надежнее), после чего вновь исчезает дабы появиться уже перед его товарищем. Определенно увлекательно, и, при этом, не так уж много шутеров, где подобное можно реализовывать.
Ну а в тех случаях, когда, по каким-то неясным причинам, ничего дельного с дробовиком осуществить у меня не получается - как это, увы, было с моим участием в "Battlefield: Bad Company 2", я обычно беру на себя роль "поддержки подавляющим огнем". Лично я не в восторге от своей меткости в подобных шутерах, посему я честно отказываюсь от попыток изображать из себя снайпера и приношу урон, вместе с точностью, в жертву одному единственному параметру: скорострельности. Оптимальный вариант, в таких случаях - пулемет. Задача, в данном случае, не столько изничтожить противника, сколько максимально осложнить ему жизнь постоянно ведущимся по нему огнем. Личный счет, таким образом, впечатлять явно не будет, а вот пользу команде принести вполне можно - что, на мой взгляд, важнее количества "фрагов". По этой, кстати, причине у меня выработалась стойкая непризнь к снайперам и снайперским винтовкам, что отражается и на Mass Effect. Слишком уж часто довелось наблюдать, как снайперы, окрыленные концепцией "один выстрел - один труп", полностью забывали о цели миссии и благополучии команды, увлекшись пополнением личного счетчика убийств. В Mass Effect ситуация, конечно, совершенно иная - никаких особо сложных задач перед командой не стоит, - но легкая неприязнь к снайперским винтовкам осталась, равно как и теплое отношение к пулеметам. Увы, пулемет в игре всего один, именуется он "Призрак" и доступен лишь солдатам - быть может когда-нибудь, только лишь ради этого оружия, я попробую пройти игру данным классом, развивая Шепарда именно в направлении "подавляющего огня" (хотя, сомневаюсь, чтобы в реалиях ME такая тактика была бы особо эффективна).
Ну и последнее оружие, о котором хотелось бы непременно упомянуть, относится к разряду тяжелых. Да, безусловно, одним из самых эффективных в этом плане является универсальный и удобный излучатель частиц коллекционеров, ласково прозванный "лучем смерти", однако же мои личные симпатии были завоеваны совсем другим агрегатом, который, на самом деле, не слишком полезен в большинстве случаев. М-920 "Каин", в простонародье именуемый "ядерной пушкой". Когда я впервые прочитал описание данного оружия, некое внезапно возросшее любопытство побудило меня как можно скорее вооружить сим прибором Шепарда и проверить его в действии. Именно благодаря тому, что произошло, после того, как профессор Мордин "в своей комнате потайной сочинил гиперболойд" (с)Пикник, и обеспечило мою симпатию к "Каину" - ибо итоговая сцена получилась очень... кхм, "живая" и запоминающаяся."
Дополнительно к изложенному в цитируемой записи могу на текущий момент лишь добавить, что продуманную тогда концепцию "Шепарда-пулеметчика" я все-таки опробовал в деле. Конечно же, идея с подавляющим огнем не получила должной реализации в виду особенностей игровой механики, но... это не помешало мне проникнуться огромной симпатией к М-76 "Призраку", как и ожидалось. Также, со временем, я лишь еще больше укрепился в своем отношении к "Каину" и всевозможным дробовикам (для личного использования штурмовиком очень интересен, конечно же, "Клеймор", а вот напарникам я зачастую предпочитал выдавать "Ятаган" или церберовский "Потрошитель"). Следующим оружием, которое мне хотелось бы опробовать более тщательно, будет, вероятно, пистолет-пулемет "Цикада".
Day 11: Favourite antagonist.
Что ж, будем исходить из того, что "антагонист" - далеко не всегда приравнивается к "злодею", потому назову Призрака. Ибо именовать его злодеем я бы поостерегся, а вот антагонистом его усиленны пытались выставить авторы даже тогда, когда Шепард на него работал... при том, что капитан-лейтенант при этом не упускал случая всем продемонстрировать, как всячески не одобряет все, что связано с Цербером и Призраком. Честно говоря, учитывая, что многие варианты Шепарда также не особо демонстрируют разборчивость в методах, когда дело касается вопросов выживания, смотрится это со стороны главгероя чуть ли не как политика двойных стандартов. А как правило, просто создается ощущение, что, ни смотря ни на что, авторы пытаются донести до игроков мысль "Цербер - это плохо по-умолчанию". При том, что Цербер от тех же гордых Спектров в некоторых вопросах отличается достаточно незначительно. Я даже рискну согласиться с высказываемым периодически мнением, что организация Призрака когда-то фигурировала на полузаконных основаниях как личные "спектры" Альянса - наподобие саларианской Лиги Единства - но были объявлены террористами, когда Альянс забеспокоился о налаживании отношений с галактической общественностью. Так сказать, "То есть, мы так хорошо поработали, что нас теперь можно уволить?! - Уволить? Нет. Арестовать и казнить, дабы не взболтнули лишнего? Да.". Похоже, еще немного, и это станет моим личным фаноном... Впрочем, отношение биоваровцев к Призраку и его детищу, похоже, окончательно устоялось в третей части, положив конец неоднозначности конфликта. Если они действительно превратят Призрака, при всем его личном обаянии и неоднозначности его мотивов, в типичного главзлодея, это будет равносильно, как мне кажется, превращению Архитектора из Dragon Age в очередного "Чорного Властелина" - тотальное перечеркивание всех усилий, вложенных в персонажа. Хотя, как можно было заметить, лично меня интересует и привлекает даже не столько сам Призрак, сколько именно его организация (не смотря на то, что воспринимаются они как Ленин и Партия - едиными).
Day 12: Favourite human character (Other than Shepard).
Тут явно сложно выбрать кого-то одного. Для начала, я уже назвал попутчиков-людей, так или иначе завоевавших мою стойкую симпатию: Заид, Кайден, отчасти Миранда и Касуми... Что же касается не "сопартийцев", тот тут я не буду оригинальным, если начну список интересных мне персонажей-людей с Джеффа "Джокера" Моро: дело не только в достаточно интересном характере, выдающихся личных качествах, роли в сюжете и просто личном обаянии. Это, вдобавок, один из немногих персонажей, чьи высказывания с завидной и поразительной регулярностью отражают мое мнение касательно вопроса - только гораздо более кратко и с солидной порцией специфического юмора. Но помимо Джокера я также могу назвать... пожалуй, что весь экипаж обеих Нормандий целиком и полностью, за исключением одно единственного интенданта с Нормандии SR-1 - ибо слишком уж утомляла процедура сбыта ему гор набираемого "лута". В остальном, мою симпатию в той или иной степени, завоевал каждый именной член экипажа двух Нормандий, да и безымянные служащие в общем и целом также.
Day 13: Favourite Turian.
Ну, думаю, насчет Гарруса никаких пояснений не требуется в силу всего изложенного ранее, однако же одним лишь Вакарианом дело не ограничивается. При моем достаточно неоднозначном отношении к турианцам в целом, среди них есть представители, определенно мне в той или иной степени полюбившиеся. Например, это касается, представьте себе, турианского советника на Цитадели - того самого, который прославился своим "Ах да, "Жнецы"...". В конце концов, у него очень тяжелая задача, заслуживающая сочувствия - все время быть недовольным действиями Шепарда, что бы ни делал капитан-лейтенант. Эта роль досталась ему, похоже, по наследству, прямиком от мастера Врука из первого KOTOR'а, и пока он с ней более-менее успешно справляется. Также я могу назвать следователя СБЦ Челлика из первой части - просто очень уж мне нравятся образы относительно положительных представителей правоохранительных органов, к тому же для копа Челлик весьма вежлив; примерно аналогичное отношение у меня выработалось к начальнику СБЦ Паллину. Ну и еще можно вспомнить турианца, содержащего оружейный магазин на Цитадели во второй части - для представителя расы, известной как никудышные торговцы, он с завидным энтузиазмом делает рекламу своему товару. И, конечно же, Сарен тоже запомнился мне по итогам событий первого ME - по крайней мере он как персонаж несколько более неоднозначный, чем могло показаться в начале. Отчасти же роль играет и попросту специфическое обаяние.
Day 14: Favourite Asari.
Надо признать, что азари вполне можно считать моей наиболее нелюбимой расой во вселенной ME, хотя я понимаю, что нечто подобное должно было присутствовать в галактике по законам жанра. Способность ассимилировать любую другую расу на культурном и даже генетическом уровне делают их в моих глазах одними из самых опасных созданий галактики - поскольку мирные отношения с ними в долгосрочной (а азари торопиться некуда...) перспективе приносят их союзникам чуть ли не больше потерь, нежели военная конфронтация (это, конечно, преувеличение, но опасность для прочих рас галактики они представляют все же большую нежели, скажем, кунари для народов Тедаса). Ну и если уж честно, в художественных произведениях я не люблю ни индивидов, ни народы, которые слишком больше значение придают своим половым потребностям. А азари с некоторой долей справедливости можно назвать особями, которые думают своими репродуктивными органами... Хотя бы потому, что их головной мозг входит в состав репродуктивной системы. А это их пренебрежительное отношение к личному пространству... В общем, в моем личном фаноне Шепард хоть и помог Шаире, но после устных благодарностей он выскочил из ее покоев как ошпаренный, а доктору Т'Сони первое время на Нормандии пришлось очень тяжело ввиду крайне настороженного отношения капитан-лейтенанта. И все-таки есть азари, которые в конечном итоге сумели завоевать мою симпатию. В первую очередь это, пожалуй, Самара - за самодисциплину, стойкость убеждений, общую lawfull'ность и способность "убивать предельно умиротворяющим образом". По прошествии времени и в силу перемен, произошедших с ней во второй части, Лиара также сумела преодолеть первоначальное трение и настороженность в моем к ней отношении, и в отношении к ней имеющихся у меня Шепардов. Причем, отношение к Лиаре улучшилось, пожалуй, весьма существенно. Ну и, конечно, матриарх Этита, "неправильная" азари, нахватавшаяся от отца-крогана выражений в духе "пендель по четырем шарам", не отличающаяся обычным миролюбием своих соплеменниц, и предпочитающая разливать напитки, в то время как порядочные матриархи занимаются политикой и вещают о том, как космические корабли бороздят просторы озер Президиума.
Day 15: Favourite Salarian.
Я думаю, насчет профессора Мордина и капитана Киррахе все должно быть предельно очевидно, ибо они "will hold the line!"... И назовут друг друга, при этом, "каловыводящим каналом". В общем, мое крайне положительное отношение к Мордину я уже изложил ранее, а Киррахе в полной мере показал на Вирмайре, на что способны саларианцы, чем не мог не заслужить симпатию и уважение. Однако же этими двумя мои симпатии не ограничиваются: также я могу назвать, к примеру, Чорбана, сканировавшего хранителей на Цитадели. Причина в том, что это, пожалуй, первый саларианец, с которым игрок контактирует достаточно тесно - и при этом он является типичным представителем своего народа: иногда почти по-детски любопытным и неуверенным (хотя, не столько по-детски, наверное, сколько "по-школярски"), но в то же время пугающе серьезным в отдельные моменты, достаточно способным и, прямо по кодексу, "всегда знающим больше, нежели рассказывает". И да, при общении с ним мы впервые ведем прямой диалог с обладателем этого специфичного саларианского голоса... И последним я, наверное, назову еще одного в некотором роде полюбившегося саларианца - командира наемников "Затмения" во время операции по вербовке Архангела на Омеге. Просто потому, что это было весьма интересно наблюдать и слышать: саларианец, разговаривающий и ведущий себя как классический мафиози. Вспоминается Гото из второго KOTOR'а "Когда ты отдаешь приказ об убийстве конкурентов или вымогательстве тоненьким синтезированным голосом, сам являясь черным летающим шариком-дроидом, обычно никто не воспринимает тебя всерьез".
Day 16: Favourite Krogan.
Опять-таки, касательно Урднота Рекса все уже было сказано ранее, и в данном плане он воистину возглавляет своих сородичей, являясь, на мой взгляд, одним из самых харизматичных представителей данной расы (представители которой в большинстве обладают некой мрачно-брутальной харизмой - однако же Рекс лидирует бесспорно, ввиду хотя бы элементарного раскрытия персонажа). Еще мне, пожалуй, нравятся некоторые из кроганов в лагере Урднот на Тучанке, но в первую очередь, наверное, это касается шамана, хотя бы за эти моменты: "- Паршивая у вас работа. - Ты даже не представляешь насколько, мальчик; - Вот наш священный ритуал: бьете по священному камню-ключу и пытаетесь пережить то, что будет. - А что будет? - А я почем знаю?!". Ну и упомяну того крогана на Цитадели, что все хотел попробовать рыбы из озер Президиума - за прекрасно переданную вселенскую грусть, следующую после открытия, что рыбы в озере нет: "This is sooo depressing...". И напоследок все же добавлю, что Грант также не просто так пользуется моей симпатией: во многом он интересен тем, что обладая темпераментом и духом, схожим с таковым у Рекса, он полностью отличается от него своим скудным жизненным опытом - и за ускоренным формированием данного опыта наблюдать бывает очень интересно.
Day 17: Favourite Quarian.
Ну, я уже говорил, сколь часто сей народ меня радует. Тали'Зора (как я уже высказывался - один из самых удачных персонажей всей саги), Раэль'Зора (почему-то люблю я тему подобных отношений, какие наблюдаются у него с дочерью), Хан'Гаррэль (голос Каина... и далеко не только это: он производит впечатление достаточно непростой личности), Кэл'Ригар (так и представляю: "Мэм, я - старый кварианский солдат и не знаю слов любви...") - все они так или иначе мне запомнились, обойдя по части симпатий индивидов с, порой, куда большим экранным временем. Хотелось бы сказать гораздо больше, но, видимо, день для разглагольствований выбран не слишком удачный - скажу лишь, что очень рад наличию в Mass Effect подобных персонажей.
Day 18: Things you’d like to see in Mass Effect 3
Осталось, собственно, совсем немного времени, и общественность таки увидит явление третей части народу. А несколько позже, по сложившейся уже традиции торможения, все это увижу и я... Ну что ж, поскольку я пока с переменным успехом избегаю вездесущих спойлеров, я временно отброшу свой пессимистичный настрой касательно ME 3 и поделюсь оптимистичными надеждами: я все-таки надеюсь, что биоваровцы не будут ударяться в фансервис так уж рьяно, ограничившись хотя бы уровнем второй части (там его и так было более чем достаточно, надо признать); я надеюсь, что развитие сюжета действительно можно будет контролировать вне зависимости от наличия/отсутствия мультиплеера; я надеюсь, что игровая механика все-таки позволит создать приемлемый игровой процесс для мультиплеера (пока что меня, все-таки, в этом не убедили); я надеюсь, что авторы не станут активно продвигать идею, что единственный, кто может-таки спасти галактику - это Шепард-парагон; я надеюсь, что Призрака не станут превращать в главный источник вселенского зла - все-таки, биоваровцы ведь, вроде как, одумались и не стали повторять историю с Орсино; я надеюсь, что ситуация с повальной бисексуальностью примет хотя бы подобие адекватности (а не так как в случае с Андерсом, который любое человеческой обращение воспринимал как недвусмысленный флирт); я надеюсь, что хотя бы для кварианцев будет возможен относительный хэппи-энд (еще бы волусов хотелось оставить); при этом я надеюсь, что в сюжете найдется место и трагедии (впрочем, это уже, можно сказать, гарантировано - количество не подкачает, остались опасения лишь за качество); и, конечно же, я надеюсь, что с нами останется М-920 "Каин", потому что, когда все прочие надежды пойдут прахом, моему Шепарду останется лишь вымещать расстройство на окружающих посредством ядерных зарядов.
Day 19: Other game genres you’d like to see covered by Mass Effect.
Ну, можно сказать, что третья часть уже пытается освоить жанр сетевых аркадных шутеров - уж не знаю, насколько успешно. И, вполне возможно, что этими поползновениями дело не ограничивается. Так или иначе, третья часть завершит сагу о капитан-лейтенанте Шепарде, но не факт, что после этого биоваровцы и EA оставят данную вселенную без внимания. Так что выдвину свои предположения... В общем и целом, BioWare, все-таки, очень уж любят использовать собственные ранние наработки (конкурируя в этом плане только лишь с обсидиановцами - но эта конкуренция иногда дает интересные плоды), так что сложно представить их, слишком уж кардинально меняющими направление работы в плане жанра. Куда бы ни подались BioWare, EA и вселенная Mass Effect, "говорящие головы" почти наверняка останутся с нами. И все-таки, пожалуй, помимо как РПГ я могу представить Mass Effect, разве что, в качестве разновидности эпика - да и то маловероятно. Хотя некоторые черты эпика наличествовали и в трилогии, но были они сугубо косметическими, ИМХО. На всякий случай уточняю, что под "эпиком" или "эпической игрой" я подразумеваю не размах проделанной работы или внушительность сюжета, а специфическую разновидность игрового жанра, отчасти смежного с РПГ (например, черты эпика можно проследить в серии The Elder Scrolls), но делающего упор на несколько иных игровых аспектах: самыми яркими представителями эпика можно назвать "Пиратов!" Сида Мейера, старую и новую King's Bounty, а также "Космических рейнджеров". Скорее всего именно шаг в сторону последних мог бы сделать ME, если бы авторы решили попробовать свои силы в данном жанре - но я не уверен, что мне хочется подобных экспериментов.
Day 20: MaleShep or FemShep? Why?
Шепард мужского пола. Почему? Ну, скажем так: в начале я просто не заметил возможность создания персонажа женского пола, а потом у меня уже устоялся вполне четкий фанон касательно главгероя (я даже внешность не смог с тех пор поменять).
Day 21: Favourite piece of music.
Я до сих пор не добавил в свой плейлист официальные саундтреки игр саги, так что вряд ли я могу вспомнить сейчас что-то конкретное - как таковая фоновая музыка в ME определенно хороша, и некоторые треки явно полюбились мне больше прочих, но ничего конкретного я все же, скорее всего, не выделю. Разве что... Мне очень нравится мелодия карты галактики в обоих частях - крайне приятная и выполненная в типичном для жанра "космическом" стиле. Собственно, в обоих случаях у нее лишь один недостаток: она звучит слишком уж часто и подолгу, поскольку сопровождает неторопливые процессы изучения характеристик планет и их сканирования.
Day 22: Favourite book.
Увы, мне не довелось ознакомиться с литературной составляющей ME-вселенной, если не считать обильных спойлеров касательно сюжетов некоторых произведений. И я не думаю, что в ближайшее время ситуация изменится, поскольку свое свободное время я надеюсь посвятить чтению совсем иных произведений. Но, предположительно, по общему впечатлению от спойлеров и отзывов фанатской общественности, мне было бы наиболее интересно почитать о приключениях Джека Харпера - того самого, которому в будущем предстоит взять себе псевдоним "Призрак" и возглавить Цербер. Ну а в целом, надо будет хотя бы комиксы почитать, для лучшего понимания вселенной - уж это-то не потребует много времени, по-идее.
Day 23: If one of the companions got a spin-off game. Which would you like it to be?
Наверное, в первую очередь стоит назвать деятельность Архангела на Омеге: мне это весьма интересно, к тому же данная идея кажется вполне реализуемой в виде "спин-оффа". Было бы любопытно проследить историю Гарруса: формирование идеи, прибытие на Омегу, сбор команды, деятельность, в ходе которой они настроили против себя большинство крупных преступных группировок систем Терминус, ну и, наконец, предательство, жертвой которого они пали.
А еще мне бы хотелось побольше узнать о молодости Раэля'Зоры и Хан'Гаррэля - в частности, о той их выходке по спасению корабля от захватчиков, в ходе которой их объявили героями и идиотами, быстренько наградили и выпихнули в Паломничество раньше положенного срока... Но это будет уже "спин-офф", не посвященный компаньонам Шепарда.
Day 24: Favourite Class in Mass Effect.
Хм, ответ на данный вопрос достаточно простой и одновременно с этим сложный. По-идее, любимым классом в первой игре без сомнения является штурмовик, поскольку играл я этим классом заметно чаще прочих, и мой фанонный Шепард представлен именно в виде штурмовика. С другой стороны, в случае с Mass Effect у меня наблюдается ситуация, схожая со многими другими РПГ: "магические" классы, то бишь биотики всех разновидностей, обычно вызывают у меня здоровую долю скептицизма ввиду своей относительно попсовости и, зачастую, несбалансированности (в случае с ME, правда, дисбаланс как раз не на стороне "магов"). Однако же в итоге обычно получается так, что мою итоговую симпатию в РПГ завоевывает класс, представляющий собой одну из трех ипостасей: либо "трюкача", либо специалиста по поддержке, либо бойца, использующего сверхъестественные возможности не как основное средство ведения боевых действий, но как средство усиления своих главных боевых навыков. И в данном случае штурмовик идеально подходит под третий архетип... Также, с этой позиции, потенциалом обладали инженер и страж, но в первой части игра за них так и не смогла меня достаточно сильно увлечь, ввиду различных причин. На самом деле, в первой части особого значения классу Шепарда можно было не придавать, как мне кажется, в отличие от того, что мы наблюдаем в ME 2.
Day 25: Favourite Class in Mass Effect 2.
А вот тут разница между классами уже заметно более ощутимая, и, хотя мне было бы интересно более основательно опробовать игру практически за каждый из них, но все же среди них есть бесспорный лидер, которому я симпатизирую больше всего - это все тот же штурмовик. Во второй части данный класс, однако же, заметно изменился, приобретя очень увлекательное свойство - биотический рывок, - который можно назвать своеобразной телепортацией. Игра за штурмовика требует осторожности и, в то же время, агрессии, поскольку сей персонаж пребывает в непрерывном движении, оставаясь в опасно-близком контакте с противниками - его тактику в какой-то степени можно охарактеризовать как очень динамичную версию классической "hit and run": серия колоссальных по натиску точечных ударов с различных сторон по вражескому отряду. Немного напоминает тактику Найткроулера из вселенной X-men, только с учетом наличия у Шепарда дробовика. Вообще, своеобразно, но две наиболее любимые мною тактические роли действительно настолько противоречивы: штурмовик, вносящий хаос в ряды противника и сминающий его быстрым натиском, и специалист по непрямому воздействию на поле боя (усилитель, подчинитель, призыватель и т.п.) - правда, первое я обычно предпочитаю исключительно в шутерах, в то время как второе встречается практически во всех жанрах.
Day 26: Least Favourite Companion.
Не то, чтобы какой-то попутчик Шепарда вызывал у меня неприязнь - они все хороши по-своему, - но все же среди данных персонажей имеются и такие, которыми я, что называется, "не проникся". Наверное, я мог бы назвать Джейкоба за его очень уж ощутимую "шаблонность", хотя сам-по-себе шаблон у него неплохой, попутчик он в меру полезный (практически штурмовик времен первой части), а его миссия на лояльность без сомнения довольно-таки интересная; Джек я бы объективно отнес к очень интересным персонажам - этакая женская версия Риддика, - но субъективно что-то мне мешает проникнуться к ней симпатией, может быть мне просто сложно выработать расположение к очень уж хаотичным образам; ну и Лиара времен первой части серьезно озадачивала и настораживала своей вопиющей парагонистостью и политкорректностью, но виной тому скорее общие качества расы азари, поскольку как личность Лиара проявила себя в дальнейшем весьма неплохо.
Но все-таки, я не могу сказать, что перечисленные выше персонажи мною не любимы - просто в каждом из этих образов есть что-то, что делает их несколько менее привлекательными в моих глазах на фоне остальных. Однако же есть компаньон, которого я просто никогда не брал в команду и, по этой причине, наверное я могу назвать ее наименее мною любимой и даже в чем-то неприятной - Моринт. Гедонизм, эгоизм, повадки суккуба... преподносится, будто бы это не ее вина, как и любой врожденный дефект. Но на самом деле врожденной была лишь ее неспособность к размножению, а вот тяга к убийствам и распутный образ жизни появились лишь после того, как она отказалась от целибата. Она утверждает, что бунтует против несправедливых запретов общества - да, действительно, очень несправедливо запрещать кому-то убивать окружающих. Моринт не хочет равноправия, она хочет исключительных прав для себя любимой ввиду своей врожденной исключительности: в первую очередь - права на убийство окружающих ради получения удовольствия. Не суть важно, как она может измениться после общения с Шепардом - того, что она представляла собой до этого, уже ничто не отменит.
Day 27: Opinions on the Genophage.
Скажем так: у меня не возникало ни малейшего желания спорить с профессором Мордином, когда он изъяснял свою позицию по данному вопросу, поскольку он был очень убедителен. Собственно, и до общения с ним объективно можно было понять, что плодовитость кроганов в сочетании с их агрессивной натурой практически исключает их возможность вливания в галактическое общество. Хотя позицию того же Рекса также сравнительно легко осознать. Мордин, при этом, достаточно четко разъяснил, что генофаг - это, все-таки, не стерилизация... в этом плане осуждение со стороны Шепарда смотрится, как и во многих других ситуациях, достаточно глупо. Объективно, есть два фактора, оправдывающих исцеление генофага на нынешнем этапе развития событий: намерение использовать кроганов в войне со жнецами, что фактически будет повторением истории с рахнийскими войнами и последующими кроганскими восстаниями; и опасения касательно того, что кроганы действительно могут исчезнуть окончательно - тем самым, превратив программу по контролю своей численности в фактический геноцид. Увы, причиной вымирания кроганов является не только генофаг как таковой, но и особенности их психики и мировоззрения при столкновении с подобной ситуацией - политика Урднотов при этом, похоже, обеспечивает оптимальное развитие событий как для кроганов, так и для всех прочих рас, и внесение сюда каких-то дополнительных факторов, вроде появления лекарства от генофага, только лишь дестабилизирует ситуацию и возымеет непредсказуемые последствия. Но вторжение жнецов, конечно, так или иначе выводит всю ситуацию из под контроля - и все-таки это не повод забывать, что даже в случае победы рас галактики над жнецами, им в этой самой галактике надо будет еще как-то жить после этого.Day 28: Opinions on Quarian/Geth conflict.Ну вот и она - тема, к которой я подступаю с трудом, ибо пребываю в не лучшей форме, а хотелось бы изъяснять свои мысли по данному конкретному вопросу предельно ясно. На мой взгляд, из этого конфликта (равно как и из, скажем, отношения к Церберу) мог бы получиться неплохой предмет для холивара, способного разбавить иногда довлеющий над ру-фэндомом поток истории любви различных Шепардиц к Гаррусу или Кайдену. Однако же, увы, похоже, что наиболее активная составляющая фэндома придерживается в этом вопросе удивительного единодушия... с которым пассивная составляющая в лично моем лице не может согласиться. Потому дальнейшие рассуждения могут показаться кому-то бредовыми или неприятными в силу своей категоричности - на меня, в свою очередь, про-гетовские позиции иногда также производят подобное субъективное впечатление. Как я уже сказал, не смотря ни на что, я целиком поддерживаю позицию кварианцев в их конфликте с гетами, более того - полагаю, что мирное существование данных народов невозможно в виду объективных причин. Да, нельзя не признать, что в плачевном положении кварианцев виноваты, в первую очередь, они сами... прежде всего потому, что недооценили собственных созданий, упустили момент, когда деактивация гетов все еще являлась отказом от конкретной технологии, а не попыткой геноцида, и, самое главное, почти наверняка не осознали в полной мере данного упущения. В этом плане также можно понять и посочувствовать гетам - искусственной жизни, чье существование само-по-себе является ошибкой. Быть может кварианцы упустили момент, когда их эксперимент зашел слишком далеко, быть может они недооценили гетов как до, так и во время конфликта... Но что им еще оставалось делать, кроме как попытаться предотвратить последствия опасного недоразумения? Дождаться, когда геты полностью осознают себя как раса, после чего безропотно отдать им свои миры - ведь им нужны будут ресурсы, дабы жить самостоятельно, а не на правах бытовых приборов, как раньше, - и добровольно отправиться в то же самое изгнание, дабы не мешать своим детищам искать свой собственный путь? А может быть вообще следовало всем кварианцам совершить суицид, опять же, дабы не мешать? Быть может я и утрирую, но прошу заметить: на текущий момент пространство гетов - это в том числе бывшие кварианские миры. И я подозреваю, что только благодаря указанному факту геты могут позволить себе изоляцию - быть может им нужен и во многом иной набор ресурсов, нежели органическим формам жизни, но необходимости в ресурсах как таковых это не отменяет. Любая идеально-замкнутая система теряет энергию - "закон энтропии". Более того: очень логично со стороны древних кварианцев предположить, что "новорожденная" раса, изначально оперирующая математической логикой, пока что не обременена таким явлением, как мораль (я полагаю, что религия у них появилась несколько позже), а потому вопрос своего вынужденного соседства с создателями будет решать наиболее рациональным для них образом - тогда нет никакой гарантии, что таковым не будет сочтен геноцид всех кварианцев. Меня буквально убивают заявления о якобы доказанной неагрессивности гетов... на примере рас Цитадели! Да, конечно, тот факт, что геты, обзаведясь в итоге вооруженного конфликта собственными территориями, сразу же не ринулись через пол-галактики в надежде случайно на кого-нибудь натолкнуться и учинить новый конфликт, бесспорно доказывает, что они убежденные пацифисты и ни при каких обстоятельствах не осмелятся и пальцем тронуть расу, с которой они живут на одних и тех же (!!!) планетах! По-моему ситуации вообще не сопоставимые. Ну и потом... Стоит учесть еще и особенности восприятия и ситуацию, в рамках которой принимались решения. Кварианцы воспринимали гетов как технику, инструменты - именно этим они являлись первоначально. И я подозреваю, что перемены в данной ситуации должны были вызвать шок у кварианской общественности - в том числе и в правящих кругах, принявших решение об отключении гетов. Можно, конечно, сказать, что гетов можно было попытаться отправить в галактику обретать самостоятельность где-нибудь подальше от кварианских территорий... Однако же: во-первых, далеко не факт, что геты на это согласились бы (точнее - может и согласились бы, но древним кварианцам с чего бы быть в этом уверенным?), а в случае отказа поворачивать назад было бы уже поздно (в итоге и так оказалось поздно, но в тот момент еще была надежда); во-вторых, очевидно, что в случае возникновения проблем с выпущенными в большую галактику малышами-гетами галактическая общественность во всем винить будет, в конечном итоге, кварианцев (что и получилось в итоге, опять же). В общем, на тот момент имеющиеся у кварианцев альтернативы тотальному отключению гетов видятся лично мне весьма слабыми.
Ну а что касается взаимоотношений кварианцев и гетов во временные рамки игр саги, то я не думаю что между ними возможен мир. История этих народов слишком тесно переплетена, чтобы у них была возможность просто игнорировать друг друга. Геты, конечно, игнорируют любые органические формы жизни достаточно упорно, но, как я уже сказал, ввиду объективных причин рано или поздно эта политика вынуждена будет измениться. Надеюсь, никто настолько не наивен, чтобы думать, будто бы геты просто так вернут кварианцам их миры. А кварианцы, оказавшись в изгнании, потеряли нечто большее, чем просто некоторое число обитаемых планет: они потеряли серьезную часть своей культуры, свое прошлое. Часть из этого им, наверное, уже никогда не вернуть. Но я все же считаю, что вернуть себе свою родину, извиняюсь за очень уж громкие слова, для них необходимо - по крайней мере в той части, в которой возможно. Не имея ничего против гетов и отчасти понимая их положение, я все-таки утверждаюсь в выводе, что мирное разрешение данного конфликта невозможно. Кварианцы, конечно, сами виноваты в сложившейся ситуации, но их вина опирается не столько на то, что они решили отключить гетов - это как раз было неизбежным вариантом развития событий, - а то, что сделать они это попытались слишком поздно, равно как вообще поставили себя перед необходимостью поиска решения, начав экспериментировать с искусственным разумом. И никоим образом не "наоборот"!
Day 29: What made you first want to play Mass Effect?Я очень долго игнорировал данную игровую серию - точнее даже ходил вокруг нее, присматриваясь, и не решаясь посвятить ей свое время. До тех пор, пока я ознакамливался с условно-родственным Альфа-Протоколом, мне было этого вполне достаточно. Однако же, в конце концов, где-то вскоре после поверхностного ознакомления с миром сериала Firefly я сподвиг себя на приобщение к Mass Effect - слишком уж часто как само произведение, так и фэндом мелькали перед глазами.
Day 30: What do you love most about Mass Effect?Ну, помимо того, что это все-таки классическая "игра от BioWare", с более-менее классическим набором достоинств и недостатков, а также того, что, начиная со второй части, ME представляет из себя вполне добротный аркадный шутер, дополнительно здесь все же стоит назвать ту самую атмосферу космооперы. Пусть такие вещи, как Star Trek и Firefly в большинстве своем прошли мимо меня, но я все-таки сопровождал свои школьные годы просмотром Вавилона-5 и Farscape, так что атмосфера космического приключения пробуждала приятные воспоминания. И биоваровцы в этом плане проделали превосходную работу, пусть и явно не без шероховатостей. Все остальные, более конкретные мои симпатии так или иначе проистекают из перечисленных черт космооперы в исполнении BioWare.
Фух, ну вот и все - тридцатидневный флешмоб завершен в ускоренном режиме. Я высказал свое мнение по множеству вопросов, пусть даже и не всегда в момент написания данных высказываний я отличался ясностью хода своих мыслей, а в некоторых моментах позволил себя различный спектр негативных эмоций - от пессимизма до язвительности, - и все-таки мероприятие выдалось достаточно интересное. А вообще - что-то я разучился отстаивать свою позицию, что не может не огорчать. Не представляю пока, что с этим делать, но принять это во внимание определенно следует.