Вчера, уже ближе к ночи, мне все-таки удалось пройти до конца приобретенную мной Alice: Madness returns, прямое продолжение незабвенной American McGee's Alice, в свое время представившей своеобразный взгляд на продолжение событий оригинального произведения Льюиса Кэролла, задолго до каких-либо кинематографических творений Тима Бертона. Надо признать, что последние главы данной истории я прошел практически на одном дыхании, не смотря на их ощутимую продолжительность - оттого я искренне считаю, что те, кому не хватило терпения ознакомиться с данной историей до конца, достаточно многое для себя упустили.
Да, безусловно, это творение ругают за однообразный игровой процесс, кривую оптимизацию, ужасную забагованность, не очень удобную систему сохранений, высокую сложность управления, а также переодически встречаются и иные, порой весьма своеобразные придирки. Например, есть люди, которых отпугнули бабочки и радужные листья, сопровождающие Алису при применении ею прыжков и телепортации. Лично на мой взгляд, подобные эффекты, во-первых, можно списать на попытку сыграть на контрасте, вроде той, что мы благополучно наблюдаем в самом начале возвращения Алисы в Страну Чудес (красивый, светлый водопад, превращающийся в реку крови и внутренностей - это, конечно, достаточно старый прием, но тем не менее по-прежнему эффективный, ИМХО); а во-вторых, конкретно я всегда считал, что бабочки тоже могут выглядеть зловеще, особенно когда они вписываются в окружающую обстановку довольно-таик странным образом: здесь наличествует стойкая ассоциация с симметричными пятнами из теста Роршаха, не говоря уже ослучаях, когда мы наблюдаем бобочек из, скажем, долей головного мозга, ушей или человеческих сердец. В общем, никакие придирки к стилистике игры уж точно не кажется мне обоснованными - все элементы совершенно уместны и создают уникальную атмосферу этого безумного творения.
Некоторых не устраивает однообразный игровой процесс, малый выбор оружия и противников. Ну, как кто-то умудрился обнаружить в данной игре малое разнообразие противников, когда практически к каждому из них нужна своя тактика, я понять, похоже, не в силах. Малый выбор оружия же отчасти компенсируется их различиями в плане особых свойств, равно как и уже упомянутой необходимостью подбора тактик под конкретных противников. Лично я не наблюдаю, чтобы новая "Алиса" что-то потеряла в плане увлекательности из-за недостаточно широкого выбора средств борьбы с врагами. Что же касается игрового процесса... Признаю, кому-то может не хватить терпения осилить сей платформер, а непривычное по-началу управление и необходимость грамотного использования автоприцеливания для заметного облегчения себе жизни могут отпугнуть от боевой составляющей. К счастью, лично у меня в случае с данным конкретным произведением, терпения оказалось более чем достаточно, в том числе и для поиска столь важных для понимания сюжета и создания надлежащей атмосферы секретов-воспоминаний. Безусловно, несколько угнетает, что поиск закутков с секретами занимает чуть ли не большую часть игрового времени, а уровни, в сравнении с разнообразными заданиями первой части, представляют собой наборы практически однотипных полос препятствий и головоломок в разных (и порой поразительно шикарных!) декорациях: в общем-то, игровой процесс состоит из достаточно разнообразных занятий, однако практически все возможные варианты времяпрепровождения нам демонстрируют в первой же главе - и с этого момента сие шпилево будет дозировать новые элементы геймплея крайне умеренно. Но, как я уже сказал, лично мне более чем хватает терпения, дабы пробраться через подобный игровой процесс и, даже, получить от него удовольствие. Что же касается сложности... Хм, до сих пор мне не попадался платформер, превосходящий по сложности старинный Oddworld образца 97-ого года, и "Алиса" в этом плане - не исключение. Попросту не понимаю, как на прохождение какого-либо участка, крому нескольких однозначно трудных, на нормальной сложности может понадобиться больше трех-четырех попыток.
Что действительно категорически не радует во время прохождения, так это уже упомянутые кривая оптимизация и обилие багов. Даже при "убитой" графике, стабильность (вернее, отсутствие таковой) в игре удручает, а такой концентрации всевозможных багов я не наблюдал довольно-таки давно... Некоторые участки, лично в моей версии, оказались попросту непроходимыми из-за стабильного вылета в систему при попытке игры их загрузить - к счастью, это относилось лишь к необязательным для сюжетного прохождения отрывкам, вроде комнат-ракушек. И все-таки, пожалуй, это - действительно самые неприятные элементы сего творения.
В общем, говоря о недостатках второй "Алисы", создается впечатление, что, либо у меня так до сих пор и не выработался вкус к творениям игропрома, либо в последнее время публика стала слишком уж привередлива, особенно в отношении сложности игрового процесса.

Если же рассматривать главную составляющую данного произведения, а именно - ее историю и атмосферу, то можно сказать, что, ИМХО, Американ МакГи явил нам достойное продолжение начатой им одиннадцать лет назад своеобразной истории, основанной на произведении Льюиса Кэррола. К сожалению, вынужден признать - я сильно переоценил свои знания английского: не так-то просто ориентироваться в английской речи, солидная часть которой состоит из бреда сумасшедшего, с примесью игры слов, акцента, жаргона и вышедших из употребления выражений. Многие вещи я понимал исключительно интуитивно или же далеко не с первой попытки, при внимательном изучении субтитров. Есть множество моментов, которые для меня так и остались неясными: например Здесь, увы, как и в некоторых схожих местах далее, будут наличествовать спойлеры. Многих также озадачило практически полное отсутствие в игре "боссов уровней". И хотя в сюжетном плане это более-менее объяснимо: поскольку теперь Стране Чудес грозит уничтожение извне, старые враги готовы, в некоторой степени, объединить усилия для борьбы с общей угрозой, - но, все-таки, и вновь спойлеры.. Зато было крайне интересно увидеть старых персонажей первой игры в новом свете, при том, что перед нами предстают именно герои из первой "Алисы Американа МакГи": Шляпник по-прежнему являет собой безумного киборга от стимпанка, кроваво-красная пульсирующая масса с нагромождением щупалец - все также непременный атрибут Червонной Королевы, а Гусеница, преобразившийся в Бабочку и вспомнивший о своих восточных корнях, все еще исполняет роль личного Оракула Алисы. Единственный, кого Алиса не стала возвращать в свою Страну Чудес - это убитый ею в первой части Бармаглот: он предстает перед нами лишь в качестве трупа в самом начале истории, и именно из его черепа Алиса достает свой "фирменный" кухонный нож. Новый элемент повествования - развитие событий в реальном мире параллельно с путешествием Алисы по миру Страны Чудес, - также крайне хорошо прижился в атмосфере новой истории. Особенно если учесть, что, даже иначально при внимательном изучении обстановки можно заметить, что видения из Страны Чудес преследуют Алису и в Лондоне: в порту можно обнаружить замершего внутри ледяной глыбы Снарка, на одной из вывесок заведений Ист Энда красуется Додо, а на китайской вазе в доме семейного юриста Лиделлов изображено сражение Единорога и Льва. Ближе к концу черта между галлюцинациями Алисы и реальным миром стирается окончательно, так что лично я уже не мог определить, что из увиденного Алисой происходило на самом деле, а что было лишь плодом ее воображения. К концовке, кстати, это тоже относится - действительно ли Алиса сделала то, что сделала, и каковы будут для нее последствия этого поступка, конкретно мне сложно предположить. Хотя, в любом случае, ИМХО, счастливым такой финал назвать сложно. Вообще, должен признать, что обстановка последних глав оказалась невероятно давящей на психику - хотя, может быть, виной всему тот факт, что проходил я сей момент уже на ночь глядя. Но в процессе прохождения подобных этапов у меня складывается ощущение, что данное творение получило возрастное ограничение, в первую очередь, далеко не за обилие крови и насилия, а именно из-за поднятия подобных тем и образов. Хоть Кукольный Домик - и чужеродный элемент Страны Чудес, но при этом, как мне кажется, один из самых запоминающихся отрывков данной истории, пусть он и оперирует достаточно примитивными приемами для нагнетия напряженной атмосферы.

В общем и целом, я далеко не разочарован, а очень даже глубоко впечатлен новым творением Американа МакГи. Есть несколько незначительных логических нестковок с событиями первой части данной истории, - хотя, какая может быть логика повествования, когда мир мы изучаем глазами безумной девочки с частичными провалами в памяти? Наличествуют и обилие неприятнейших багов, и не слишком качественное техническое исполнение, и управление, к которому определенно требуется первоначально привыкнуть. И все-таки, лично я считаю, в данное произведение стоит играть, более того - по возможности, не смотря на учиненные разработчиками трудности, стоит играть тщательно, выискивая даже необязательные крупицы мира и истории Алисы Американа МакГи. Лично в моем случае, впечатление остается достаточно глубокое.